Воля Божия и свобода человекаКогда говорят о человеке, умершем без покаяния, погибшем от пьянства или лишившем себя жизни от отчаяния, нередко приходится слышать такие суждения: «Чему быть, того не миновать», «так на роду написано», «так ему суждено», или даже «видно, так Богу угодно».

Кто говорит так, те должно быть думают, будто Бог не всем дарует Свою спасительную благодать, а только тем, кого Он Сам предопределяет от века ко спасению. А отсюда выходит, что если человек погибает навеки, то так Богу угодно…

Выходит, будто Бог не всем людям хочет спасения, а только Своим избранникам. Страшно и подумать так, не только говорить.

Воля Божия и свобода человека

Неужели Милосердный Господь Сам наперед определяет кому-либо погибель вечную? Или Ему приятно, чтобы люди умирали скотскою смертью?

Это ложь, это богохульное суждение, и думать так – тяжкий грех. Послушайте, что Сам Бог свидетельствует о Себе, говоря через пророка: Я, – говорит Господь Бог, – не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив (Иез. 33,11).

Господь Иисус Христос

И нет воли Божией на то, чтобы хотя бы один человек погиб (см. Мф. 18, 14), а значит, и благодать Свою Господь подаст всем грешникам. Бог не отнимает у нас свободы в деле нашего спасения – это правда.

Он никого силою не спасает. Погибает человек сам от себя.

Всем даны средства ко спасению, всем Господь предлагает благодать Свою, и если кто отвергнет ее, конечно, погибает, но в погибели его никто, кроме него самого, не виновен.

Бог предвидит, каким путем пойдешь ты – путем ли заповедей Его или путем греховным, и потому, конечно, знает Он и будущую судьбу твою.

Образ Христа в храме

Вот как поучает нас Святая Церковь: поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то поэтому Он одних предопределил к славе, а других осудил.

Чьи заслуги и добродетели, чье расположение Бог предвидел, тем и награды предопределил. Когда ты болен, то, не правда ли, что Бог предвидит, исцелишься ты или умрешь?

Но неужели ты по этой причине не будешь призывать к себе врача, не станешь принимать лекарств, ничего не будешь делать для своего исцеления, а сложа руки будешь ожидать выздоровления или смерти своей?

Молится у постели больного

В таком случае ты поступил бы очень неразумно и глупо. Одно дело – провидеть Богу твое выздоровление или смерть, – это, конечно, верно. А другое дело думать, будто самое предвидение Божие производит здоровье или смерть, – это ложь. Так и в деле спасения. Конечно, Бог предвидит тебя или в Раю, или в муке вечной, но что же отсюда следует? Итак, праведен ли ты? Берегись, чтобы тебе в грех не впасть, ибо тогда ты будешь вычеркнут из книги жизни, и определение спасения твоего заменено будет определением мучения твоего.

Грешен ли ты? Спеши принести во грехах покаяние, тогда имя твое впишется в книгу жизни, и определение мучения твоего переменится на определение спасения твоего. И то, и другое в твоих руках, определение Божие согласуется с твоими делами и произволением.

Женщина у образа Христа

Божие хотение всегда готово, дело стоит только за твоим желанием. Миновать смерти без покаяния каждому можно. Живи хорошо, и Бог пошлет тебе христианскую кончину, а будешь жить худо, бойся, чтобы не отогнать от себя благодати спасающей, ведь без нее ты, конечно, погибнешь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Воля Божия и свобода человека

Не лишает ли вера свободы человека?

На главную страницу сайта - Семья и Вера