24 декабря в истории. Эрнст КренкельВ этот день 1903 года родился знаменитый советский радист Эрнст Кренкель. Всемирно прославился во время экспедиции челюскинцев и дрейфа станции «Северный Полюс-1».

Эрнст Кренкель

В Москве 1921 года было голодно. Только-только закончилась Гражданская война. Наестся хотя бы хлеба досыта – было событием для многих. И вот одним осенним днем по улице столицы шел молодой человек, который на одной из стен домов увидел объявление. Объявление о наборе на радиокурсы. Как он позже писал:

«Никого, кроме меня этот листок не привлек, а я стоял и думал… Загадочный мир радиоволн, да впридачу еще усиленное питание для тех, кто в этот мир проникнет, – все это было совсем не плохим вариантом дальнейшего жизненного устройства».

Радист Эрнст Кренкель

Обещание усиленного питания явно сыграло свою роль. Так Эрнст Теодорович Кренкель решил обратиться к этой загадочной профессии радиста. Страна только поднималась из разрухи, и, тем не менее, из последних сил она строила знаменитую Шуховскую башню, высоченную махину, которая предназначалась исключительно для передачи радиосигналов. Но пока радист, человек отбивающий морзянку, был профессией крайне редкой. И хотя на курсах Кренкель оказался самым способным, найти себе интересное место быстро у него не вышло. В 1924 году он переехал в Ленинград, хотел устроиться радистом на какое-нибудь судно, однако мест не было. И вот тогда-то ему кто-то подсказал, что можно устроиться куда-то на Север. Дело в том, что профессия полярника еще не обрела романтического ореола. И так Кренкель попал радистом в Арктику. И так навсегда слились для него две стихии – стихия радиоволн и стихия бескрайнего Севера.

Эрнст Кренкель

Радист в Арктике

Радист на полярной станции, он месяцами почти не покидал маленькой избушки вместе со своим напарником. Умирал от цинги, страдал от холода. Впервые известным он стал в научных кругах. Прежде все профессиональные радисты пользовались длинными волнами. Он же взял с собой в Арктику коротковолновый слабенький передатчик, и тут же сделал открытие. Оказалось, что с этой аппаратурой он может связываться с самыми дальними уголками планеты. Сидя почти на Северном Полюсе, он неожиданно поймал сигнал экспедиции  адмирала Берда на Южном Полюсе. Это был мировой рекорд дальности связи, который продержался многие десятилетия.

Эрнст Теодорович Кренкель

Потом Кренкель попал на пароход «Челюскин». А зимой 1934 года тот раздавило льдами, и радист со всем своим скарбом и еще примерно сотней пассажиров судна, оказался на морском льду. Весь мир начал следить за приключениями «челюскинцев» благодаря работе Кренкеля. Его морзянка связывала их с большой землей. Она сумела навести на них спасателей. RAEM – раньше таким был позывной корабля «Челюскин» в эфире. Он затонул, и Кренкель взял этот позывной себе. Так он стал единственным человеком с корабельным позывным. И так о нем теперь знал без преувеличения весь свет. Тысячи радиолюбителей мечтали пообщаться в эфире с легендарным советским радистом.

Но это еще не все. Ведь Кренкель был участником как будто всех советских арктических эпопей. Он работал на дирижабле «Граф Цеппелин». Он был одним из центральных участников работы первой станции на дрейфующей льдине, «Северный Полюс-1». Один из знаменитой четверки «папанинцев». И точно также как с «Челюскиным», его морзянка спасала экипаж от гибели. Под их жилой палаткой прошла гигантская трещина. Кренкель же, как всегда невозмутимо прокомментировал событие: «Давайте то ли для начала чайку попьем». И вскоре в условиях полярной ночи началась операция по их спасению. Кренкель стал легендой при жизни. «Главный советский радист», «челюскинец» и «папанинец». В конце земной жизни он успел осуществить еще одну свою мечту. Стал начальником антарктической экспедиции. Но о себе он всегда говорил спокойно и скромно, якобы в жизни ему просто «везло».

Папанинцы

24 декабря в истории. Эрнст Кренкель

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера