О развитии нравственного сознания в детяхБесценные рассуждения о детях и вере талантливого педагога 20 века Софьи Сергеевны Куломзиной.

О развитии нравственного сознания в детях

Наряду с понятиями, с мыслями о Боге, о вере развивается в детях и их нравственное сознание.

Многие младенческие ощущения, хотя они и не являются нравственными переживаниями в буквальном смысле этого слова, служат как бы «кирпичиками», из которых потом строится нравственная жизнь. Младенец чувствует похвалы и радость родителей, когда он пытается делать первый шаг, когда выговаривает что-то похожее на первое слово, когда сам держит ложку; и это одобрение взрослых делается важным элементом его жизни. Существенно для развития нравственного сознания ребенка и чувство, ощущение, что о нем заботятся. Он испытывает удовольствие и чувство безопасности в родительском уходе за ним: ощущение холода сменяется теплом, голод утоляется, боль успокаивается – и все это связано со знакомым, любящим его взрослым лицом. И младенческое «открытие» окружающего мира тоже играет большую роль в нравственном развитии: все надо тронуть, все пробовать… И тут же младенец начинает на опыте сознавать, что воля его ограничена, что нельзя до всего дотянуться.

Младенец

Начало нравственной жизни

О начале подлинной нравственной жизни можно говорить, когда у ребенка пробуждается сознание о самом себе, сознание, что «вот – я», а «вот – не я» и что «я» хочу, делаю, умею, чувствую то или другое по отношению к тому, что «не я». Маленькие дети до четырех-пяти лет эгоцентричны и очень сильно ощущают только свои чувства, свои желания, свой гнев. То, что чувствуют другие, им неинтересно и непонятно. Они склонны чувствовать себя причиной всего, что происходит вокруг, виновниками всякой беды, и взрослым надо ограждать маленьких детей от такой травмы.

Развитие чувства сострадания

Мне кажется, что нравственное воспитание детей в раннем детстве заключается в развитии и поощрении в них способности сочувствовать, то есть способности представить себе, что и как чувствуют другие, «не я». Полезны для этого многие хорошие сказки, вызывающие сочувствие; и очень важны для детей заботы о любимых животных, приготовление подарков для других членов семьи, забота о больном… Помню, как меня поразила одна молодая мать: когда между ее маленькими детьми возникали драки, она не бранила их, не сердилась на обидчика, а начинала утешать обиженного, ласкать его, пока обидчику самому не становилось неловко.

Мама и ребенок

Понимание добра и зла

Понятие о «добре» и «зле» мы закладываем в детях очень рано. Как осторожно надо говорить: «ты плохой» – «ты хороший»… Маленькие дети еще не рассуждают логически, они могут легко заразиться понятием – «я плохой», и как далеко это от христианской нравственности.

Зло и добро маленькими детьми отождествляется обычно с материальным ущербом: сломать большую вещь хуже, чем сломать что-то маленькое. А нравственное воспитание как раз в том и заключается, чтобы дать детям почувствовать значение побуждения. Сломать что-нибудь, потому что ты старался помочь, – не зло; а если ты сломал, потому что хотел сделать больно, огорчить, – это плохо, это зло. Своим отношением к детским проступкам взрослые постепенно воспитывают в детях понимание добра и зла, учат их правдивости.

Мама и сын

Развитие способности к дружбе

Следующим этапом детского нравственного развития является их способность к дружбе, к личным отношениям с другими детьми. Способность понимать, что чувствует твой друг, сочувствовать ему, простить ему его вину, уступить ему, радоваться его радости, уметь мириться после ссоры, – все это связано с самой сутью нравственного развития. Родителям надо заботиться, чтобы у детей были друзья, товарищи, чтобы развивались их дружеские отношения с другими детьми.

К девяти-десяти годам дети уже хорошо понимают, что есть правила поведения, законы семейные и школьные, которые они должны соблюдать и которые они иногда сознательно нарушают. Понимают они и смысл справедливых наказаний за нарушение правил и довольно легко их переносят, но должно быть ясное сознание справедливости. Помню, одна старенькая няня говорила мне про семьи, в которых она работала: «У них было почти все «можно», но если уж «нельзя», так нельзя. А у тех все было «нельзя», а на деле все было «можно».

Дружба

Покаяние – искреннее огорчение, что ранил чувства другого

Но христианское понимание того, что такое покаяние, раскаяние, способность искренне каяться, дается не сразу. Мы знаем, что в личных отношениях с людьми каяться – значит искренне огорчаться тем, что ты причинил боль, ранил чувство другого человека, и если нет такого искреннего огорчения, то не стоит и прощения просить – это будет фальшью. А для христианина покаяние означает боль за то, что ты огорчил Бога, был неверен Богу, неверен тому образу, который Бог вложил в тебя.

Мы не хотим воспитывать наших детей в духе законничества, то есть соблюдения буквы закона или правила. Мы хотим воспитывать в них желание быть хорошими, быть верными тому образу доброты, правдивости, искренности, который является частью нашей веры в Бога. И наши дети, и мы, взрослые, совершаем проступки, грешим. Грех, зло нарушают нашу, близость с Богом, наше общение с Ним, а покаяние открывает дорогу Божьему прощению; и это прощение исцеляет зло, уничтожает всякий грех.

Девочка на исповеди

Самосознание

К двенадцати-тринадцати годам дети достигают того, что можно назвать самосознанием. Они способны размышлять над собой, над своими мыслями и настроениями, насколько справедливо относятся к ним взрослые. Они осознанно чувствуют себя несчастными или счастливыми. Можно сказать, что к этому времени родители вложили в воспитание своих детей все, что они могли в него вложить. Теперь подростки будут сравнивать полученное ими нравственное и духовное наследие с окружающей их средой, с мировоззрением сверстников. Если подростки научились думать, и нам удалось воспитать в них чувство добра, покаяния, можно сказать, что мы заложили в них верные основы для нравственного развития, которое продолжается всю жизнь.

Прихожане с детьми около храма

Конечно, мы знаем из многочисленных современных примеров, что люди, ничего не знавшие о вере в детстве, приходят к ней взрослыми, иногда после долгих и мучительных исканий. Но верующим родителям, любящим своих детей, хочется внести в их жизнь с самого младенчества благодатную, все оживляющую силу любви к Богу, силу веры в Него, ощущение близости к Нему. Мы знаем и верим, что детская любовь и близость к Богу возможны и реальны.

О развитии нравственного сознания в детях

Центральный момент личности

На главную страницу сайта - Семья и Вера