Святой праведный Иосиф ОбручникМир Вам, дорогие посетители православного  сайта «Семья и Вера»!

От Церкви мы знаем об Иосифе Обручнике, что он является человеком, умеющем хранить тайну, человеком простого физического труда и домашнего воспитателя Господа Иисуса Христа и, конечно хранителем девства Богородицы.

Святой праведный Иосиф Обручник

Мы встречаемся с Иосифом в Евангелии от Матфея в конце первой главы, где находится Рождественское зачало, о том как произошло Рождество Христово.

Церковное предание сообщает, что Иосиф был гораздо старше Марии. Богородица была совсем юной по нашему возрастному пониманию, ей едва лишь было четырнадцать лет. Она покинула храм Иерусалимский по невозможности там находиться, поскольку стала полноценной девушкой. Девицы покидали храм по достижении возраста годного к замужеству. В христианскую эпоху римское право определяло возможность брачного сожительства с двенадцати лет.

Почтенный Иосиф был обручен с Марией. Но прежде нежели сойтись с Ней нашел Её беременной. Это было примерно на третьем месяце. Но никому на земле никогда не  могло прийти в голову, что девушка может иметь во чреве от Духа Святого. Иосиф тоже об этом не думал, потому что об этом думать невозможно. Иосиф будучи праведным захотел тайком отпустить Деву Марию. Так говорит Евангелие от Матфея.

Дева Мария и праведный Иосиф

Кто из вас не имеет греха, пусть первый бросит в неё камень

Закон Моисеев, который был дан иудеям, определял наказания за их нарушение. Господь, ограждая своих чад от страшных грехов, определял смертную казнь за мужеложество, скотоложество и просто за блуд. Девушка, зачавшая вне брака, должна быть побиваема камнями.

В 8-ой главе Евангелия от Иоанна рассказывается как ко Христу привели блудницу, взятую в прелюбодеянии. Христа поставили перед практически неразрешимой дилеммой. Женщина эта схвачена в прелюбодеянии, а закон повелевает нам побивать таких камнями. Что скажешь? – спросили они Христа. И Спаситель вышел из этой ситуации как Бог, сказав: «Кто из вас не имеет греха, пусть первый бросит в неё камень». Известно, что пока люди, приведшие эту женщину к Спасителю, стояли, Христос что-то писал на песке пальцем. Один из святых сделал такую догадку, что он писал имена тех людей, кто привел эту женщину, а рядом с именами их самые тяжелые грехопадения. И потихоньку люди расходились. Когда через некоторое время Христос поднял голову и посмотрел на эту женщину, то спросил: «Где осуждавшие тебя?» На что женщина ответила: «Никого, Господин».  – «Я тебя тоже не осуждаю, иди и впредь не греши». Христос Божественным образом ушел от обвинения как в бесчеловечии, жестокости по отношении к грешникам, так и в обвинении, что он нарушает закон. Просто он выше закона.

Христос и грешница

Тайна, сокрытая за обычной жизнью

Иосиф Обручник также превысил закон. Он и подумать не мог, что Ребёнок, родившийся от Марии, есть Господь. Он решает Её отпустить, чтобы не положить на себя и на неё печать какого-то позора. И вот на этом моменте вмешиваются Небесные силы. И как говорит апостол Матфей, Иосифу во сне приходит Ангел и говорит: «Сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, Родившееся в Ней от Духа есть Свята. Родит Сына. Наречешь имя Ему Иисус. Ибо Он спасет людей своих от грехов их». Имя Иисус было открыто и Деве Мария, когда Архангел Гавриил благовестил Ей, он сказал, как назвать Ребёнка. Имя было решено в Предвечном Совете.

Явление Ангела праведному Иосифу

Иосиф просыпается и делает то, что ему сказали. Принимает Марию, не знает Её и наконец, Она рождает Сына своего Первенца и нарекает Ему имя Иисус. Иосиф попадает в состояние служения. Он берется на службу. Ему возвещаются великие тайны, которые он никому не может рассказать. Он вынужден до смерти теперь молчать и быть участником таинственных событий. Ему доверяется жизнь глубокого молчаливого праведника, который всё понимает, всё знает, но обо всём молчит.

Иосиф знал, что Мария – Дева, зачала от Духа Святого, родила Сына, имя Которому назвал Архангел, Он спасет людей от грехов. А кто же тогда в этой ситуации сам Иосиф? Он приставлен к Ним, чтобы охранять Их, чтобы сохранить для человеческих глаз некую картинку обычной жизни. Невозможно было Деве Марии жить со своим Сыном Иисусом без мужа. Кто бы поверил, что Отец у этого Ребёнка – Бог, что Мария – Богородица? Никто бы не поверил. И в каком-то смысле они извинительны в своем неверии. Это выше ума. Христу надлежало сначала вырасти, потом сделать всё, что Он сделал, потом умереть на Кресте, потом воскреснуть, потом дать Духа святого на учеников, родить Церковь свою. И уже потом с большим трудом люди стали верить, что это Дева Мария – она Богородица, Её сын Господь и так далее. До этого это было совершенно выше ума. Нужно было сокрыть эту Тайну за картинкой обычной человеческой жизни.

Пресвятая Богородица, праведный Иосиф и Иисус Христос

Поэтому Иосиф Обручник придан Деве Марии в защиту, как кормитель, охранитель и легализатор этой семейной ситуации, при которой Мария выглядела как молодая жена престарелого мужа с маленьким ребёнком.

Бегство в Египет и возвращение в Назарет

И вот рождается Спаситель мира. К нему приходят волхвы с востока, чтобы поклониться, простые пастухи. Узнает о рождении Мессии и жестокий, нечестивый, обманом завладевший властью царь Ирод.

Когда Ирод хочет убить Младенца Христа, возникает необходимость спасать Иисуса. Иосиф может засомневаться. Ангел только недавно говорит, что Рождённый от Девы Марии спасет людей своих, то есть Он Спаситель. А здесь Его самого нужно спасать. Ангел приходит во сне Иосифу второй раз и говорит: «Встань, возьми Отроча и Матерь и беги в Египет, ищет бо Ирод душу Отрочати». Иосиф, ничего не спрашивая, исполнил повеление Ангела. А когда опасность миновала, Иосифу снова явился Ангел с повелением: «Встань, возьми Отроча и Матер Его и или в землю Израилеву. Умерли все, кто искал душу отрочати».

Бегство в Египет

Иосиф исполняет сказанное, возвращается в израильскую землю и поселяется в городе Назарете. И вот здесь, в Назарете, Иосиф взял на себе ту задачу, которая лежит на плечах любого отца. Дать две вещи сыну: начало религиозного образования и ремесло. Сын – это продолжение фамилии, и его нужно было воспитывать и обучать особенно. Иосиф делает Иисуса Христа плотником. Иосиф научил Иисуса брать в руки всякий инструмент и зарабатывать себе хлеб насущный непростым, смекалистым способом заработка. Иосиф научил Христа трудиться и молиться.

Праведный Иосиф имеет великую силу пред Богом в молитвах

Мы обращаемся к Божьей Матери очень часто. Стоит добавить к этим просьбам ещё просьбы к Иосифу, ведь в молитве к нему есть такие слова: «О, святы́й пра́ведный Ио́сифе! Ты, еще́ на земли́ сый, ве́лие име́л еси́ дерзнове́ние к Сы́ну Бо́жию, Иже благоизво́ли именова́ти тя отца́ Своего́, я́ко Обру́ченика Своея́ Ма́тере, и послу́шати тя». Иосифа Господь тоже будет слушать во исполнении заповеди о почитании отца и матери. Праведный Иосиф действительно имеет великую силу пред Богом в молитвах. Иосиф совершил великое служение во время детства Иисуса.

Юность Иисуса Христа

Святой праведный Иосиф Обручник

Чудо прихода на землю живого Бога

Рождественская рубрика. Рождество Христово

На главную страницу сайта - Семья и Вера