8 февраля в истории. Михаил ДевятаевВ этот день 1945 года советский летчик Михаил Девятаев совершил побег из плена на вражеском самолете.

Михаил Девятаев

«Я никогда не впадал в числовую мистику и никогда не жаловался на свою судьбу тринадцатого ребенка у матери, но воздушный бой 13 июля по стечению обстоятельств закончился для меня несчастьем», – это из воспоминаний удивительного человека Михаила Девятаева.

Мог ли он в июле 1944 года, когда его сбили вражеские самолеты, когда он попал в плен, или позже, когда его несколько раз приговаривали к смерти, представить, что он выживет. И не только выживет, но и совершит один из самых дерзких побегов из нацистского лагеря. Да еще попутно поможет советской науке в изучении вражеских технологий. А потом под конец долгой земной жизни будет писать мемуары.

Лётчик-истребитель Михаил Девятаев

Летчик Михаил Девятаев на фронте

Михаил Девятаев был явно талантливым военным пилотом. Первый самолет противника он сбил уже 24 июня 1941 года. Всего же на его счету оказалось 9 машин. Могло быть и больше, но осенью 1941 его сбили, первый раз тяжело ранили. И на время Девятаев потерял место в рядах летчиков-истребителей. Однако в мае 1944 года он добился возвращения в элиту ВВС.

Пленение Девятаева

И вот 13 июля он снова сбил истребитель противника, но очередь прошила и машину самого Девятаева. Очнулся он уже в плену, когда какой-то немецкий офицер иронично обронил: «О, товарищ обер-лейтенант уже готов к полету». Девятаев был тяжело ранен, поправляться ему пришлось в суровых условиях концлагерей.

Михаил Петрович Девятаев

Советский пилот провел меньше года в плену, но этот год в бесчеловечных условиях тянулся долго. В мемуарах Девятаева есть все: дымящие трубы крематориев, пытки, побои, не дающая покоя мысль о побеге. Притом СС-овцы их предупредили, что если кто-то убежит, то «расстреляем всю команду, из которой убежал один: пять слева, пять справа, и в строю каждого десятого». Девятаев однажды предпринял попытку побега, но не вышло, кто-то раскрыл его планы с подкопом. И советского летчика приговорили к смерти. Помог некий лагерный парикмахер, который подменил у Девятаева нашивку с фамилией на робе. Вот под новым-то именем, Степана Никитенко, его и отправили в совершенно особенное место. На остров Узедом.

Нацисты активно использовали рабский труд пленников даже на стратегических секретных объектах. Каким был полигон Пенемюнде на острове Узедом. Тут делали и испытывали супероружие, ракеты «Фау-1» и «Фау-2». Пленные вроде Девятаева были на черновой работе.

Михаил Девятаев

Побег группы Девятаева на немецком самолете

Вот однажды теми крохами возможностей, что у него были, он и воспользовался. Советский летчик угнал самый настоящий бомбардировщик Хейнкель Хе-111. 8 февраля 1945 года он и еще 9 заключенных устранили конвоира, пробрались внутрь машины. Девятаев заранее, по обрывкам информации, по разбитым панелям управления с местной свалки, изучил управление немецким самолетом. Не обошлось без накладок. В Хейнкеле не было аккумуляторов. Пришлось импровизировать, чтобы подняться в воздух.

«… увеличиваю газ – заревел. Круг винта стал чистым, прозрачным. Друзья от восторга дают в плечи радостные легкие пинки».

Побег был шумный. Немцам не помогли даже летчики-асы, что пытались угнаться за беглым бомбардировщиком. А бомбардировщик был непростой. Он нес на себе аппаратуру управления ракетами «Фау», а в голове у его пилота Девятаева хранилась бесценная информация о координатах сверхсекретного полигона Пенемюнде.

Побег группы Девятаева

История его побега дошла до главного советского ракетчика Сергея Королева. Он использовал информацию от беглого летчика и угнанный Хейнкель, чтобы узнать кое-какие детали о немецких ракетных технологиях. Пенемюнде перестал быть секретным. Тот же Королев позаботится, чтобы подвиг Девятаева был отмечен званием Героя Советского Союза.

8 февраля в истории. Михаил Девятаев

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера