Бог созерцает смирениеЗдравствуйте, дорогие братия и сестры!

Апостол Иаков говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Пророк Исайя говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». «Сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит» – читаем мы в 50-ом псалме.

В житие Антония Великого содержится замечательный эпизод, когда  великому святому Господь показал сети дьявола, которыми он опутал весь мир. Преподобный ужаснулся и вопросил Господа, кто же сможет избежать этих сетей. На что он получил ответ, что смиренномудрые избегнут их. То есть только люди мудрые смирением смогут избежать сети дьявола, который тот многоразлично и многохитро расставил на всех путях нашей жизни.

Поэтому достичь смирения или, по крайней мере, хоть как-то приближаться к нему – одна из самых главных духовных задач. По крайней мере, после того, как человек преодолел самые грубые грехи.

Монах сидит на камне

Смирение как добродетель

Смирение как добродетель противостоит страстям гордости и тщеславия, с которыми действительно бороться наиболее сложно, поскольку они являются страстями духовными. Не плотскими, относящимися к телу, а относящиеся к области духа. Поэтому и борьба с ними очень непроста.

Два старинных святоотеческих правила для достижения смирения.

Первое правило призывает нас заниматься самоукорением, то есть почаще себе указывать на те или иные проступки, недостатки, на свое несовершенство особенно если оно реально воплощается в тех или иных делах. Но, как известно, самоукорение не является вполне эффективным средством, поскольку человек, укоряющий самого себя, вполне может начать гордиться и тщеславиться тем, как здорово он сам себя укоряет. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, эти страсти как треножник, который как ни брось на землю, всегда один шип встает кверху.

Можно гордиться тем, что ты смиряешься и так далее. И сколько бы ни старались показать себе свое несовершенство, каждый следующий виток вновь дает нам повод для гордости.

Поэтому второй очень важный элемент смирения и борьбы со страстью гордости – терпеть от людей укоризны, насмешки, всевозможные их указания на наши несовершенства. Тут нам трудно чем-то гордиться. И фактически единственным серьезным искушением на этом пути может быть презрение к людям, как описаны в книге аввы Дорофея. Молодой послушник легко переносил укорения и хулы со стороны братии. А когда его кто-то спросил, как он так может делать, он ответил: «Они как псы лают, что мне нах обращать внимание». Если это исключить и реально понимать, что люди указывают тебе на реальные твои недостатки, не когда ты сам об этом попросил, а когда это будет тебе наиболее неприятно и обидно. Когда в такой момент ты готов стерпеть обиды и укоризны, тогда это помогает нам преодолевать нашу гордость.

Обсуждают женщину

Три простых правила стяжания смирения для современного христианина

А для современного городского человека протоиерей Максим Первозванский предлагает использовать три простых правила, три простых фразы. Их нужно почаще повторять самому себе для того, чтобы избавляться от гордыни, от чувства своей исключительности, от чувства своей уникальности и бесподобности и самодостаточности.

Первая фраза, которую следует себе почаще повторять: «Я обыкновенный, я простой, ничем особо не отличающихся от других человек». Это страшный удар по своей гордыни. Мы даже готовы призвать своею исключительную греховность, поэтому нам так легко читать первое правило преподобного аввы Дорофея: «Я хуже всех». Уж если я хуже всех, то исключителен хотя бы в грехах. Вот это чувство исключительности особенно прививаемо нашим обществом с молодых ногтей, когда дети собирают свое портфолио, начиная с детского сада, им говорят об их исключительности во всех их аспектах, поддерживают вот эти их чувства и состояния. Это первое, с чем необходимо бороться в борьбе с гордыней. Я простой, я обычный, у меня обычные грехи, ничего удивительного от того, что я согрешил, ничего странного в том, что у меня что-то не выходит. Я обыкновенный. Я самый плохой – нет, я самый хороший – нет, я самый умный – нет. Я обыкновенный.

А ведь мы, как говорит А.С. Пушкин, все глядим в Наполеоны – двуногих тварей миллионы. Надо себе это осознать. Я обычный человек, ничего особенного во мне нет. Поэтому всё, что со мной происходит вполне обычно, ничего уникального, никакого особого клинического случая, по поводу которого надо созывать консилиум, чтобы продемонстрировать свое исключительное состояние.

Женщина у окна

Второе правило, которое необходимо себе же почаще повторять, чтобы стяжать смирение – не все мои желания сбудутся. Такая простая вещь побуждает нас не отказываться от своих желаний, но призывает проще относиться к своим желаниям. Даже благие желания наши сбудутся не все. Можно стремиться к тому, чтобы они сбылись. Но к тому, что они не сбываются, нужно привыкать относиться спокойно.

И наконец, третья фраза, которую нужно себе повторять: мне никто ничего не должен. Не в том виде, в котором её часто повторяют в современном мире: «Никто никому ничего не должен». Это неправильная интерпретация этой фразы, а мне никто ничего не должен. То есть к другим людям я должен относиться не как к тем людям, которые окружают меня, а я такое солнце, находящееся в центре системы, а остальные вращаются вокруг меня для того чтобы обеспечивать мне жизнь. Мне должны и родные, и близкие, и патриарх, и Путин, и священник мне должен, и жена должна и муж, дети и теща и так далее – так живет современный гордый человек.

Смиренный же человек с благодарностью принимает то, что дают ему другие люди, внутри себя четко понимая, что они не должны, а он должен.

Если стараться держать эти три простых правила: я обычный, не все мои желания сбудутся и мне никто ничего не должен, то гордыня если и не побеждена окончательно, то хотя бы находится в глубоко приглушенном состоянии.

Женщина молится в храме

Бог созерцает смирение

Брат Иоанн думал: «Я хочу быть похожим на Ангелов. Они ничего не делают, кроме созерцания великолепия Бога». И в ту же ночь он оставил монастырь и отправился в пустыню.

Неделю спустя он вернулся в обитель. Брат в воротах услышал его стук и спросил, кто это.

– Это брат Иоанн. Я голоден.
– Этого не может быть, – сказал привратник. – Брат Иоанн в пустыне, он превращает себя в Ангела. Он больше не чувствует голод, и ему больше не нужно трудиться, чтобы прокормить себя.
– Прости мою гордость, – сказал брат Иоанн. – Ангелы помогают людям. Это их дело, и вот почему они созерцают великолепие Бога. Я могу созерцать то же великолепие в моей ежедневной работе.

После этих смиренных слов брат открыл ворота.

Бог созерцает смирение

В чем заключается настоящее смирение?

На главную страницу сайта - Семья и Вера