Три святителя - три ЛитургииМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

12 февраля совершается молитвенная память трех великих учителей Церкви – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти светильники Церкви оставили всему миру величайшее духовное наследие, которым мы пользуемся во благо и по сей день.

Помимо множества проповедей, духовных трудов, постоянной просветительской и миссионерской деятельности, святители оставили нам три Божественные Литургии. Литургии носят имена святителей. Есть литургия святителя Василия Великого, литургия Иоанна Златоуста и Литургия Преждеосвященных Даров, которая составлена святителем Григорием Богословом.

Три святителя – три Литургии

Наверное, многие обращали внимание, что в Благодарственных молитвах по Святом Причащении в самом конце читаются разные тропари. Если служилась Литургия святителя Иоанна Златоуста, то читается тропарь и кондак этому святителю. Если совершалась Литургия святителя Василия Великого, то тропарь и кондак ему. Если Преждеосвященных Даров, то святителю Григорию Двоеслову.

Божественная литургия святителя Василия Великого

Чаще всего в православных храмах служится в течение года литургия Иоанна Златоуста. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в канун праздника Рождества Христова и Богоявления, в день памяти Василия Великого, в воскресные дни Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. По средам и пятницам Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия не совершается вообще.

Если не знать богослужебный устав на день, то мирянин может и не догадаться, что вместо обычной литургии Иоанна Златоуста совершается литургия Василия Великого. Ведь они отличаются только объемом и содержанием молитв, читаемых священником перед престолом. В современной богослужебной практике эти молитвы читаются не во внеуслышании. Поэтому различия между двумя типами Литургии для мирян почти незаметны.

Литургия Преждеосвященных Даров отличается от Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста тем, что за этой Литургией не совершается Таинство Евхаристии. Верующие причащаются Святыми Дарами, заготовленными на предыдущей полной Литургии, за которой была совершена Евхаристия.

Литургия Преждеосвященных Даров

Из каких частей состоит Литургия?

Если говорить о Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста, то они начинаются с проскомидии, которую священник совершает в алтаре. Проскомидия представляет собой процесс заготовления хлеба и вина для Евхаристии. Во время неё священник произносит специальные молитвы.

Сама Литургия делится на две части. Первая часть называется Литургией оглашенных, на которой согласно традиции Древней Церкви разрешалось присутствовать тем, кто готовится к Таинству Крещения.

Литургия оглашенных завершается возгласом «Елицы оглашении, изыдите», что означает – все оглашенные выйдите. В Древней Церкви люди, проходящие чин оглашения, должны были покинуть храм. Оставались только верные, то есть крещёные, которые затем участвовать в Таинстве Евхаристии и причащались.

Самой главной частью Литургии является Евхаристический канон. Евхаристия начинается с благословения, основанного на словах апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» (2 Кор. 13:13). На это благословение хор отвечает: «И со духом твоим». И далее начинается сам евхаристический канон – молитва благодарения.

Евхаристический канон

Сама молитва благодарения читается священником в алтаре во время пения хора. Во время этой молитвы произносятся многочисленные благодарения Богу за все Его милости и благодеяния к падшему в грех роду человеческому. Особым образом в молитве вспоминается Тайная вечеря, на которой Иисус преподал ученикам Свои Тело и Кровь.

Основная часть молитвы благодарения читается не во всеуслышание. Но слова, которые Сам Христос говорил на Тайной вечере: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»; «Пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». После этих слов священник молится, чтобы Дух Святой сошел на верующих и на Святые Дары, претворив их в Тело и Кровь Христовы.

Начинается приготовления к причащению, которое совершается после всенародного пения молитвы «Отче наш».

Сначала причащаются священники в алтаре. После открытия царских врат все верующие в храме, которые подготовились к принятию этого Таинства.

Святые Дары

В завершающей части Литургии произносятся торжественные благодарственные молитвы и песнопения. Возглас «С миром изыдем» указывает на то, что причастившиеся должны в состоянии внутреннего спокойствия и мира покидать храм. По окончании Литургии верующие целую крест.

Благодаря Таинству Причастия Сам Бог живет внутри нас. Святые Христовы Таины – это великая святыня, к которой мы должны относиться с особым благоговением и бережностью.

Три святителя – три Литургии

Память трех святителей

На главную страницу сайта - Семья и Вера