Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
19 февраля Церковь совершает молитвенную память святых праведных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.
Эти духоносный отцы являются образцами подвижничества. Они большую часть своей жизни провели в безмолвии, отчего получили от Господа светлый дар рассуждения и прозорливости. Их жизнь усыпана бриллиантами добродетелей. Они поистине стали вместилищем Духа Святого.
Жизнь преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка
Мало, что известно о жизни богоносных светил Варсонофия и Иоанна. Известно, что отец Варсонофий родился в Египте. Об этом свидетельствует Евагрий схоластик в своей книге Церковной истории. Святой Варсонофий был обучен египетскому и греческому языкам.
С самого юного возраста он имел пламенное желание вести подвижническую жизнь. Однажды он проходил мимо конского ристалища, где проходили зрелища. Каждый старался предупредить и обогнать другого. Это зрелище навело святого Варсонофия на мысли о том, что люди так стараются в каком-то деле, можно сказать, что подвизаются. Но тем более следует подвизаться и стараться, чтобы наследовать Царство Божие. Через это зрелище святой Варсонофий сделался ещё более усердным и удалился на духовный подвиг. Он пришел в окрестности Газы Палестинской. Там в обители аввы Серида, он устроил себе малую келию вне обители, где подвизался в безмолвии. Святой практически ничего не ел. Довольствовался только одним малым хлебом. Омывая слезами свое сердце, от очистился от телесных и духовных страстей и стал превыше стрел вражиих. Келью свою святой Варсонофий называл гробницею. И действительно, в этой келье умерло всякое страстное движение и мудрование. После кельи вне Газской обители святой Васронофий затворился в другом месте, тоже недалеко от этой обители.
Жил же сей святой в VI веке, во времена царя Юстиниана, и в течение целых пятидесяти лет и более ни один человек не видел его, ибо он заключил себя в весьма малой келии, как бы в некоем гробе.
Равную со святым Варсонофием Силу Духа имел и святой Иоанн. Неизвестно, откуда был родом этот подвижник. Он жил в первой келье преподобного Варсонофия. Также проходил безмолвное житие, и сподобился таких же, как святой Варсонофий, дарований Святого Духа. Особенно старец Иоанн отличался даром прозорливости и пророчества, отчего и именовался пророком.
Его подвиг длился 18 лет до самой кончины
Однажды один человек спросил об одном и том же святого Варсонофия и Иоанна. И получил от обоих одинаковый ответ. На что сделал вывод, что Бог Варсонофия и Иоанна один.
Игумен обители свидетельствовал, что старец Иоанн никогда не улыбался и не смущался, всегда подходил ко Святому Причастию со слезами на глазах.
Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти. Вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа. Так же, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего.
За богатый дар пророчества от Господа именовался старец Иоанн Пророком.
Преподобный Иоанн предузнал и дату своей кончины.
К преподобным Варсонофию и Иоанну обращались за советом и наставлением монашествующие и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни, старцы, немощные и здоровые. И все получали преисполненные благодати и духовного рассуждения ответы.
После смерти святого Иоанна умолк и не давал никаких ответов и Варсонофий Великий.
Руководство к духовной жизни
Эти блаженный старцы не только при жизни благодетельствовали всем и оказывали пользу, но и после своей кончины оставили своим духовным чадам отеческое наследие.
На основании трудов сирийских подвижников V–VI вв. прп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка составлена книга «Руководство к духовной жизни». Эта книга дает ответы на самые различные вопросы, с которыми сталкивается человек с самого начала своей духовной жизни. Эти ответы даются людьми, которые сами переселились в небесные обители и помогают тем ближним своим, кто вопрошает их о спасении.
И одни из сих ответов писал Старец Иоанн, иные же, и большую часть их, давал сам Великий Старец Варсонофий, не по своей воле, но по повелению Святого Духа, на пользу душ, как он говорит: «И все сие пишу я не по своей воле, но по повелению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека».
Преподобный Варсонофий Великий учил…
Да не поколеблет враг веры твоей во Святую Троицу. Вспоминай: «Господь, кого любит, того наказывает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр.12, 4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты соделался сыном».
Один старец просил великого старца Варсонофия помолиться о выздоровлении аввы Серида, игумена Палестинского монастыря близ Газы; и святой Варсонофий говорил ему: «О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, – и это, наверное, исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения».
По этой, конечно, причине авва Серид, как он открылся своей братии для их пользы, хотя жестоко страдал горячкою, но не молил Бога подать ему здоровье или облегчить его от болезни, а только даровать ему терпение и благодарение.
Некоторые из старцев общежития аввы Серида спросили великого старца Варсонофия: «Вы сказали нам, что умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву Серида; отчего же Бог, исполняющий волю боящихся Его, взял авву прежде вас? Почему Бог утаивает иногда и от святых дела Свои?» Святой Варсонофий отвечал: «Как некогда сказано было авве Антонию Великому: это судьбы Божии, ты не можешь уразуметь их. Мы ожидали, что будет так, как мы полагали; а случилось по воле Бога, превосходящего наши мысли Промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непостижимого, но всякую мысль и всякое благое дело возлагать на Имеющего власть, да будет по воле Его».
Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк