Православная культура питанияЗдравствуйте, дорогие дети и родители!

С давних времен православные люди большое значение придавали питанию – при этом обращая внимание не только на то, что готовится в пищу, но и как это происходит, в какой связи с календарем церковного года. Конечно, далеко не все установления церковного устава (ориентирующегося, прежде всего, на монастырскую практику) применимы в повседневной жизни современного светского человека; однако некоторые основные моменты следует знать, и по мере возможности соблюдать.

Пища, приготовленная с молитвой и любовью

Прежде всего, нужно помнить, что, приготовление пищи – явление не только материального, но и духовного порядка, и заниматься им нужно в мирном состоянии души, по возможности с молитвой и добрыми помышлениями. На первый взгляд подобное утверждение может показаться далеким от реальности; однако вот что говорится по этому поводу в житиях святых.

Однажды великий киевский князь Изяслав посетил монастырь преподобного Феодосия Печорского (1074) и остался у него обедать. На столе была простая монашеская пища – черный хлеб и овощи. Но эта пища показалась князю столь вкусной, что он спросил преподобного: «Вот, у меня всего много, припасы дорогие, заморская приправа, ученые повара, – но я никогда дома не ел с таким вкусом, как у тебя. Отчего это?»

Великий киевский князь Изяслав

«Государь! – отвечал святой старец. – «У нас братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благоговение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады пред иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и хлебне. Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословения у старца. Таким образом, у нас все делается с благословением. Вот причина, почему у нас все так вкусно. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и с досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствие. Кроме того дворовые управляющие часто бьют служителей за малейшую провинность; а слезы обиженных также прибавляют много горечи в кушанья, сколь бы они дороги ни были».

Великий князь Изяслав не мог не согласиться с правотой слов святого Феодосия. То же самое следует помнить и нам: действительно, пожалуй, каждый из нас по своему опыту может признать, что любое блюдо, приготовленное с любовью и усердием, обладает особым вкусом.

Преподобный Феодосий Печерский

Прием пищи перед Богослужением

Важным условием правильности питания является молитва перед приемом пищи и после еды.

Относительно времени приема пищи Церковь не делает специальных установлений. Однако желательно ничего не вкушать, направляясь на утреннее богослужение, – чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы. Это правило становится, безусловно, обязательным в том случае, если верующий человек идет в храм для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн (исключение может быть сделано разве что для совсем маленьких, грудных детей). Впрочем, встречаются и особые случаи – например, у больных, которым с утра необходимо принять лекарство: в этом случае, приняв лекарство и запив его, небольшим количеством воды, нужно обязательно упомянуть об этом на исповеди.

Причащение в храме

Вкушение просфоры и святой воды

Многие благочестивые верующие с утра, после совершения утренних молитв, вкушают антидор, просфоры и святую (обычно крещенскую) воду. Антидор (от греческого «вместодарие») – разделенные на небольшие кусочки боковые части просфоры, из которой перед началом Божественной литургии вырезается так называемый Агнец – хлеб, на Литургии чудесно претворяющийся в Тело Христово.

Просфора – двухэтажный круглый хлебец, из которого перед Литургией вынимаются частицы о, здравии и об упокоении. Как правило, после Божественной литургии антидор и просфоры выносятся из алтаря в храм для раздачи верующим (их можно вкушать и в этот момент, и после, принеся домой).

Крещенской водой мы именуем воду, освящаемую в храмах накануне и в сам великий двунадесятый праздник Крещения Господня (то есть, 18 и 19, января), Разбираемая верующими после богослужения, она является святыней, благоговейно хранимой православными христианами в течение всего года.

Святая вода и просфора

Антидор и просфоры вкушают утром, натощак, запивая небольшим количеством крещенской воды. При этом следует внимательно следить, чтобы крошки от антидора и просфор не падали на пол и полностью съедались.

Молитва перед едой

Эти молитвы (чаще первую) верующие читают перед тем, как сесть за еду, изъявляя свою надежду, что Господь не оставит нас в наших повседневных нуждах.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земля. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долга наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Отец наш, Который на небесах! Пусть благоговейно почитается имя Твоё, пусть придет Царство Твое,  пусть воля Твоя пребудет на земле так же как и на небе. Подай нам сегодня хлеб необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Да – пусть.
Яко – как.
Насущный – необходимый для существования.
Даждь – дай.
Днесь – сегодня.
Долги (здесь) – грехи;
Должники – обидчики.
Лукавый – злой, дурной, в данном смысле – диавол.

Семья молится за столом

Или:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении; отверзаеши ты щедрую руку Твою, и исполняши всяко животное благоволения.

 

Глаза всех (людей) с надеждой смотрят на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу в нужное время, открываешь щедрую руку Твою и наполняешь все живое Своей милостью.

Уповают – надеются.
Во благовремении – в свое время.
Исполняеши благоволения – наполняешь милостью.
Животное – все, что живет.
Молитва после еды

Читается после завершения еды. В этой молитве мы приносим Богу благодарность за то, что Он по Своему милосердию питает нас, и просим не, лишить Своего Небесного Царства – блаженной жизни души среди ангелов и святых после исхода из этого мира.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго твоего Царствия, но яко посреде учеников Своих прищел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

 

Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как (Ты) посреди Своих учеников (апостолов) пришел, посылая им мир, приди к нам и подай нам спасение (души).

Тя – Тебя.
Яко – как.
Даяй – подавая.

Семья молится

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе (которая обязательно должна иметься на кухне или в другом месте приема пищи), вслух или про себя, совершая крестное знамение (крестясь) в начале и конце молитвы. В том случае, если за столом находятся несколько человек, молитву читает один из них (обычно самый старший) вслух. После прочтения молитвы перед едой многие благочестивые люди крестят приготовленную пищу – сложив пальцы как для совершения крестного знамения (большой, указательный и средний – вместе щепотью, а безымянный и мизинец прижав к ладони), крестят пищу сверху вниз и слева направо. Во многих монастырях есть традиция перед приемом пищи окроплять ее святой водой; это установление вполне применимо и в домашних условиях.

Православная культура питания

В здоровом теле – здоровый дух

На главную страницу сайта - Семья и Вера