С Великим постом, дорогие братия и сестры!
Вот и наступила весна! Весна не только за окошком, но и в наших сердцах. Время Великого поста – это самое радостное время для православного верующего человека. Ведь здесь и сейчас вместе со всей Церковью мы имеем уникальную возможность стать ближе к Богу. Словно ручей талой воды смоет с нас грехи, вредные привычки и страсти, подвиг воздержания и молитвы во время Великого поста. Приступим же к нему с великой радостью и надеждой, что это благодатное время мы проведем с большой пользой для души и принесем добрый плод покаяния и исправления.
Святая Четыредесятница
Пост Святой Четыредесятницы (и Страстной седмицы) был установлен издревле. Соблюдается он в память сорокадневного поста Господа Иисуса Христа, вскоре после Своего Крещения. Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа Иисуса Христа.
Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы. От понедельника до пятницы Великим постом положено сухоядение, т. е. хлеб, невареные овощи и фрукты, свежие, сушеные или квашеные; варение без елея – вареные овощи без растительного масла.
Ради скорбных дней Великого поста изменяется и порядок церковных служб. Ежедневное совершение Божественной литургии прекращается. Ее совершают в субботние и воскресные дни поста. Среди недели (в среду и пятницу) бывает Литургия Преждеосвященных Даров, во время которой верующие причащаются Святыми Дарами, освященными в предшествующее воскресение.
Как поститься, когда нет здоровья
Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно для здоровых членов Церкви. Но и те, кто ввиду телесной немощи не могут поститься строго по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви.
«В понедельник отнюдь не ясти, – говорится в Уставе о первой седмице поста, – такоже и во вторник. Могущие же да пребудут постящеся до пятка. Немогущие же сохранити двух первых дней Святой Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни во вторник. Подобие же и старии творят». В 69-м правиле святых апостолов говорится: «Кто не постится в чётыредесять дней, да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина». Свт. Феофан Затворник пишет: «Терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Ослабление поста Отцы Церкви советуют восполнить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.
О посте для беременных и кормящих матерей
В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты всё, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и к многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на Страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи. Когда беременность осложняется, возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство. Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью, являются заменой поста.
Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым.
В отношении увлечений (телевизора, кино, других светских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Тайн усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должны быть обязательными для беременных и кормящих.
Допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностней относиться к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренить страсти, потому что Господь возложил на нее большую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим.
Еп. Пантелеймон (Шатов)