Вера и делоМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В народе нашем часто недоброжелательно относятся к тем, кого можно назвать состоятельными и богатыми. Действительно, далеко не все наши предприниматели умеют «не прилагать своего сердца» (Пс. 61,11) к собственности, а обращать ее на дела милосердия. Но вера и дело – неразрывно сосуществуют друг с другом.

Вера и дело

Однако, несмотря на это, были и есть в нашем Отечестве люди, руководствующиеся в своей предпринимательской деятельности заповедями Евангелия. Они-то и составляли во все времена подлинную деловую элиту русского народа. О некоторых таких купцах и промышленниках мы хотим рассказать на страницах этого календаря. Они – пример богоугодного ведения дел и выстраивания отношений с окружающими – со всеми, с кем Господь сводит нас на путях земного бытия.

Хрустальное сердце промышленной России

Сергей Иванович Мальцов – один из великих отечественных предпринимателей, подвижническими трудами которых Россия в XIX веке выбиралась на путь промышленного развития.

Сергей Мальцов

Родился он в 1810 году на Брянщине в семье известных русских купцов и предпринимателей, занимавшихся торговлей и производством стекла. С ранних лет Сергея Мальцева влекло к себе заводское дело и интерес к внедрению у нас самых передовых промышленных технологий на основе материалов, производимых в нашей же стране. Главным делом его жизни стало железнодорожное строительство, которое началось с изготовления первых рельсов и паровиков для дороги из Санкт-Петербурга в Москву. Позднее свои 11 металлообрабатывающих и механических заводов и 8 фабрик по изготовлению стекла и первосортного хрусталя Сергей Иванович связал узкоколейной дорогой, которую спроектировал лично. А затем соединил все свои предприятия шоссейными дорогами и первым в России частным телеграфом.

Социальное партнерство

Однако не только техническим новаторством отличался Мальцов, но и христианским отношением к работникам и идеями социального партнерства (о чем мы скажем ниже) – явления, уникального и в России XIX века, и, к сожалению, по сей день. Сергей Иванович считал веру в Бога, честность и трудолюбие основой производительного труда. Вместе с мастеровыми он не пропускал ни одного православного праздника, пел в церковном хоре. Священники доверяли ему читать Апостол.

Продолжая дело своего отца, Ивана Акимовича, который возвел в селе Дятькове храм во имя Преображения Господня, Сергей Иванович украсил его дивным хрустальным иконостасом и хрустальным убранством. Этот храм, после революции уничтоженный безбожниками, называли восьмым чудом света.

Его вера в Господа всегда выражалась в делах. Тяжелая работа на мальцовских предприятиях компенсировалась системой социальных гарантий.

Мальцов строил рабочим каменные домики городского типа, на 2-3 семьи, с усадебной землей для огорода; им бесплатно отводилась земля для выгона скота, и отпускалось топливо. Для престарелых и одиноких были устроены богадельни, выплачивались пенсии вдовам.

Сергей Иванович Мальцов

С целью гарантированного материального обеспечения рабочих своего промышленного округа великий хозяин ввел в обращение свои денежные знаки – талоны номиналом от 5 копеек до 5 рублей. На эти мальцовские «записки» рабочим отпускались товары повышенного спроса по ценам значительно ниже рыночных. Руководителей для производства он старался найти из своих бывших крепостных. Почти все его сотрудники освоили грамоту.

Сам предприниматель-христианин жил очень скромно. Не пил и не курил, был умерен в еде, носил сюртук русского покроя из серого сукна.

Любовь же его к ближним простиралась до того, что он во время эпидемий, рискуя жизнью, ухаживал за больными холерой.

Тяжелые испытания

Как и многие христиане, создававшие славу нашего Отечества, Сергей Иванович Мальцов претерпел немало скорбей: интриги завистников, клевету и предательство облагодетельствованных им ближних.

В 1875 году чиновники из Департамента железных дорог, заключившие с промышленником-христианином договор на изготовление 150 паровозов и 3 тысяч вагонов, вероломно расторгли его, разместив заказы за границей, что нанесло непоправимый урон заводам С. И. Мальцева, уже вложившего в это дело более двух миллионов рублей. Но главным горем стало предательство жены и детей, объявивших его «сумасшедшим», с целью завладеть всей собственностью, всеми созданными им промышленными предприятиями.

В 1893 году, во время поездки в Санкт-Петербург, Сергей Иванович Мальцов умер от инсульта. Тело его было перевезено в родное Дятьково, где его встречали десятки тысяч православных, молившихся за своего благодетеля, хор из двухсот певчих и многочисленное духовенство построенных им церквей.

Вера и дело

Не себе, а Родине

На главную страницу сайта - Семья и Вера