1 мая в истории. Федор Хитрук

В этот день 1917 года родился знаменитый советский мультипликатор, режиссер мультфильмов про Винни-Пуха Федор Хитрук.

Федор Хитрук

Некоторые критики полагают, что если бы в послужном списке Федора Хитрука был всего лишь один мультфильм «Винни Пух», то его имя осталось бы навсегда вписано в историю мировой анимации. Мимо Пуха не прошли даже конкуренты со студии Дисней, которые сказали режиссеру, что русский медведь лучше американского. А ведь любовь к мультфильмам началась у Хитрука именно с диснеевской анимации, увиденной им на первом московском кинофестивале в 1935 году. На тот момент начинающий художник постигал азы в художественно-ремесленном училище. Один из аниматоров, учившихся там же, заприметил творческую одаренность юноши и посоветовал ему устроиться на студию мультипликации. Но на студию с улицы не брали. Около трех лет Хитруку пришлось обивать пороги кабинетов, чтобы его взяли на работу. Совсем, как в будущем мультфильме «Фильм, фильм, фильм», где герой бегал с бумажками из кабинета в кабинет.

«Кто в этот мир попал, навек счастливым стал…», – пелось в короткометражном юмористическом мультфильме.

Творческая деятельность Хитрука

Также трудно, но счастливо сложилась и творческая судьба аниматора Хитрука. Одним из первых его нарисованных персонажей стал дворник из мультфильма «Дядя Степа», ворчание которого автор репетировал в коридоре студии в течение месяца. А увидев дворника в экранном воплощении, Федор Савельевич даже не сразу понял, что это его герой. Настолько ожившая картинка показалась ему чудом.

Режиссер Федор Хитрук

Всего же среди нарисованных работ Хитрука засветилось 102 персонажа, среди которых Оле-Лукойе, Снежная королева, Бонифаций, Топтыжка и многие другие. Набравшись опыта, Федор Хитрук решился на режиссуру мультфильмов. Правда, некоторые товарищи отговаривали его от этого шага, утверждая, что «лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Да и сам Хитрук немного сомневался, стоит ли менять профессию. Но первая же режиссерская работа расставила все точки над «и».

«История одного преступления» получила множество кинопризов с международных фестивалей. Мультфильм стал новаторским, как по форме повествования, так и по изобразительному решению, открыв новый стиль изображения, отличавшийся от всего того, что было ранее.

«Мультфильм не диалог двух людей, это разговор одного с миллионами», – утверждал мастер.

Для каждого мультфильма он тщательно прорисовывал раскадровки, и подобно ученому, вывел свою формулу успешного произведения. «Анимация – это логика плюс интуиция». Он был убежден, что настоящий режиссер должен постоянно наблюдать за окружающим миром, чтобы точно воплощать движения зверей или падающую каплю воды. Так когда-то учился сам Хитрук. В детстве он часто ходил в зоопарк, где срисовывал зверей с натуры.

«… ведь звери не будут вам позировать, они в постоянном движении…», – делился режиссер в мемуарах.

Богатейшими знаниями и умениями гуру впоследствии щедро делился со студентами. И если те поначалу боялись задать лишний вопрос, то позднее просили совета при любом удобном случае. А последующие мультипликаторы утверждали: «Все мы вышли из Хитрука».

Федор Хитрук

В одном из своих последних интервью Федор Хитрук сказал:

«Первый момент, первые дни, первые годы. Еще до того, как я сам стал аниматором, для меня это было чудо. Потом чудо прошло. Стало привычкой. А сейчас я снова вернулся к ощущению чуда. Потому что на самом деле это и есть чудо. И сама профессия в своем роде феноменальная. Она ближе всего к профессии актера. Разница только в том, что я играю при помощи карандаша».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера