В этот день 1917 года родился знаменитый советский мультипликатор, режиссер мультфильмов про Винни-Пуха Федор Хитрук.
Федор Хитрук
Некоторые критики полагают, что если бы в послужном списке Федора Хитрука был всего лишь один мультфильм «Винни Пух», то его имя осталось бы навсегда вписано в историю мировой анимации. Мимо Пуха не прошли даже конкуренты со студии Дисней, которые сказали режиссеру, что русский медведь лучше американского. А ведь любовь к мультфильмам началась у Хитрука именно с диснеевской анимации, увиденной им на первом московском кинофестивале в 1935 году. На тот момент начинающий художник постигал азы в художественно-ремесленном училище. Один из аниматоров, учившихся там же, заприметил творческую одаренность юноши и посоветовал ему устроиться на студию мультипликации. Но на студию с улицы не брали. Около трех лет Хитруку пришлось обивать пороги кабинетов, чтобы его взяли на работу. Совсем, как в будущем мультфильме «Фильм, фильм, фильм», где герой бегал с бумажками из кабинета в кабинет.
«Кто в этот мир попал, навек счастливым стал…», – пелось в короткометражном юмористическом мультфильме.
Творческая деятельность Хитрука
Также трудно, но счастливо сложилась и творческая судьба аниматора Хитрука. Одним из первых его нарисованных персонажей стал дворник из мультфильма «Дядя Степа», ворчание которого автор репетировал в коридоре студии в течение месяца. А увидев дворника в экранном воплощении, Федор Савельевич даже не сразу понял, что это его герой. Настолько ожившая картинка показалась ему чудом.
Всего же среди нарисованных работ Хитрука засветилось 102 персонажа, среди которых Оле-Лукойе, Снежная королева, Бонифаций, Топтыжка и многие другие. Набравшись опыта, Федор Хитрук решился на режиссуру мультфильмов. Правда, некоторые товарищи отговаривали его от этого шага, утверждая, что «лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Да и сам Хитрук немного сомневался, стоит ли менять профессию. Но первая же режиссерская работа расставила все точки над «и».
«История одного преступления» получила множество кинопризов с международных фестивалей. Мультфильм стал новаторским, как по форме повествования, так и по изобразительному решению, открыв новый стиль изображения, отличавшийся от всего того, что было ранее.
«Мультфильм не диалог двух людей, это разговор одного с миллионами», – утверждал мастер.
Для каждого мультфильма он тщательно прорисовывал раскадровки, и подобно ученому, вывел свою формулу успешного произведения. «Анимация – это логика плюс интуиция». Он был убежден, что настоящий режиссер должен постоянно наблюдать за окружающим миром, чтобы точно воплощать движения зверей или падающую каплю воды. Так когда-то учился сам Хитрук. В детстве он часто ходил в зоопарк, где срисовывал зверей с натуры.
«… ведь звери не будут вам позировать, они в постоянном движении…», – делился режиссер в мемуарах.
Богатейшими знаниями и умениями гуру впоследствии щедро делился со студентами. И если те поначалу боялись задать лишний вопрос, то позднее просили совета при любом удобном случае. А последующие мультипликаторы утверждали: «Все мы вышли из Хитрука».
В одном из своих последних интервью Федор Хитрук сказал:
«Первый момент, первые дни, первые годы. Еще до того, как я сам стал аниматором, для меня это было чудо. Потом чудо прошло. Стало привычкой. А сейчас я снова вернулся к ощущению чуда. Потому что на самом деле это и есть чудо. И сама профессия в своем роде феноменальная. Она ближе всего к профессии актера. Разница только в том, что я играю при помощи карандаша».