4 мая в истории. Театр-сад «Аквариум»

В этот день 1896 года по старому стилю в петербургском саду «Аквариум» состоялся первый в России киносеанс. Театр-сад «Аквариум» был организован в 1886 году.

Театр-сад «Аквариум»

Сад «Аквариум» был очень известен в имперской столице. Как писала пресса, этот сад был «… местом, где царит вечный праздник, смех и песни». Его основателем был некто Георгий Александров, выходец из простых крестьян. Он оказался так деловит, что в столице прослыл главным организатором разных развлечений. Был у него ресторан, камерный театр под названием «Аквариум», сад для прогулок с бесплатным входом, с открытой сценой в виде раковины. Это позже во всех советских парках появятся летние эстрады-ракушки. Первоначально Александров планировал организовать что-то вроде океанариума, отсюда столько морской тематики. Но потом здесь заиграл оркестр, запели голоса уровня Шаляпина. Сезон 1896 года готовился открывать весь цвет Петербурга. Накануне открытия «Биржевые ведомости» писали:

«В субботу, 4 мая, открывается сезон в аквариуме с целым рядом французских опереточных звезд и звездочек», – потом следовало утомительное перечисление разных французских имен. И наконец: «едва ли не главнейшей приманкой сезона явится кинематограф, или, как его называет г-н Гюнсбург, синематограф. Этот кинематограф будет показываться перед третьим актом оперетки».

Театр «Аквариум»

Первый в России киносеанс

То, что должно было немного развлечь публику в перерыве выступления «французских звезд и звездочек», стало главным культурным событием Петербурга. Зрелище это вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца.

Как и на первом показе в Париже, самую бурную реакцию вызвало прибытие поезда. Те же классические первые фильмы братьев Люмьер поехали вскоре по короткому турне по России. Москва, Нижний Новгород, на знаменитую ярмарку. Там-то фильмы братьев Люмьер увидел Максим Горький, чем он поспешил поделиться в статье. Надо было объяснить многим, кто этого не видел, что же такое синематограф. После долгого описания сеанса следовал приговор:

«Кто-то вызвал в вашем воображении то, что якобы видели глаза, – и только. Становится как-то неопределенно жутко. Страшно видеть это серое движение серых теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намек ли это на жизнь будущего? Что бы это ни было – это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».

Русские зрители были одними из самых первых в мире, кто познакомился с этой новинкой. Не удивительно. Изобретатели братья Люмьер сразу после парижского сеанса разослали своих представителей по нескольким богатейшим столицам Европы, чтобы показать диковинку. Их доверенное лицо, Камилл Серф, прибыл в Петербург. Он договорился с царским семейством о киносъемке коронации государя Николая II. И эти кадры стали фактически первой репортажной съемкой в истории.

Кино в Российской империи

Через несколько лет кино совсем «обрусело». В столице появилось «Первое синематографическое ателье А. Дранкова». Его хозяин начал с видовых фильмов о России. И ему же принадлежит часть съемок первого российского художественного фильма «Понизовая вольница».

Свои фильмы начал снимать и уже упоминавшийся Александров, хозяин «Аквариума». А в Москве – знаменитый Ханжонков. Вскоре кино в Российской империи стало индустрией, где только съемкой фильмов занимались несколько десятков студий.

Театр-сад «Аквариум»

Черно-белый мир еще имперского кино давно забыт и стерт из памяти поколений. Хотя он был одним из самых развитых в Европе. И все же он не сгинул совсем. Часть его «звезд» стала «звездами» советского кино. А на месте старого парка «Аквариум» открылся один из цехов «Ленфильма».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера