11 мая в истории. Ка-25

В этот день 1961 года состоялся первый полет советского противолодочного вертолета корабельного базирования Ка-25.

Ка-25

История отечественной авиации отмечает ряд летательных аппаратов-долгожителей, представляющих собой комбинацию удачной конструкции, надежности и безопасности полета. К их числу, несомненно, относится и Ка-25 производства ОКБ Камова. Унификации этого вертолета находились на вооружении до середины 1990-х годов. И развитие российского флота напрямую связано с развитием отечественного вертолетостроения. Командование авиацией военно-морского флота выдало конструкторскому бюро техническое задание на разработку двухдвигательного корабельного вертолета, который мог бы размещаться в ангарах небольших противолодочных кораблей или базироваться группами на больших авианесущих кораблях.

Летчик-испытатель Дмитрий Ефремов

11 мая 1961 года летчик-испытатель Дмитрий Ефремов совершил первый полет на палубном противолодочном вертолете Ка-25. Ефремов был не просто отличным специалистом в испытательных полетах машин, а еще и инженером-конструктором, глубоко вникающим в технические проблемы создаваемой машины. Его изобретения продолжают жить и сегодня в конструкции современных вертолетов. А разработанные Ефремовым методы пилотирования до сих пор помогают летным экипажам. Его имя навсегда вписано в летопись советской авиации. Летчик-виртуоз Ефремов долгое время был шеф-пилотом фирмы.

Вертолет Ка-25 был совершенно новым аппаратом для отечественных инженеров. Первый советский противолодочный вертолет корабельного базирования, а Дмитрий Ефремов продемонстрировал все возможности новой машины.

Летчик-испытатель Дмитрий Ефремов

Необходимость появления корабельного вертолета Ка-25

В чем же была насущная необходимость Ка-25? В 1960-е годы на новый виток вышла гонка вооружений между США и СССР. Океаны бороздили стальные левиафаны, атомные субмарины, отчего и возникла необходимость появления корабельного вертолета нового поколения, способного искать и бороться с подводными монстрами. Нужно было точно проводить разведку, точно указывать цель, тралить мины, выполнять спасательные, эвакуационные и другие многоплановые работы. А мощные лопасти винтов вертолета должны были маскировать шум от двигателей собственных подводных лодок. Машина, которая должна уметь почти все и совмещать почти не совмещаемые качества.

Перед инженерами ОКБ Камова стояла еще одна нетипичная задача – не просто создать для неба новую рабочую лошадку, но и обеспечить совместимость Ка-25 с кораблем-носителем. Он должен иметь минимально возможные размеры. Корабль, в свою очередь, должен был иметь взлетно-посадочную полосу и стоянки, командно-диспетчерский пункт управления полетами, в межпалубных и трюмных помещениях предусматривалось создание ангара для вертолетов, отсеков для средств технического обслуживания.

Уникальность этого проекта была в том, что на корабле-носителе был рационально использован каждый сантиметр площади, а Ка-25, как говорили, размещался на корабле так плотно и ловко, как «шашка входит в ножны».

Применение вертолета

Вертолет принимал участие в разминировании Суэцкого канала. При этом было задействовано двенадцать Ка-25, выполнено 188 безаварийных боевых вылетов с налетом 339 часов. Ка-25 обеспечил навигацию судов в северных широтах, базируясь на атомном ледоколе «Сибирь». Разведка ледовой обстановки и проводка кораблей производились, как правило, в сложных погодных условиях при ограниченной видимости. Справиться с такой непростой задачей способен был в то время только Ка-25, оснащенный современным бортовым оборудованием.

Николай Камов и Ка-25

Время для этой уникальной советской машины ушло. Сейчас Ка-25 почти не используется. Отдельные его экземпляры заняли почетное место в мировых музеях авиационной техники.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера