17 июня в истории. АНТ-20 «Максим Горький»

В этот день 1934 года состоялся первый полет самого большого самолета своей эпохи АНТ-20 «Максим Горький».

АНТ-20 «Максим Горький»

В 1932 году советская общественность готовилась отметить 40-летие литературной деятельности писателя Максима Горького. Главный редактор журнала «Огонек» Михаил Кольцов подал идею создать самолет, который подходил бы под литературный образ гордо реющего буревестника.

«Нужно построить гигантский агитсамолет, самолет-агитатор, крылатого борца, олицетворяющего культуру нового строящегося общества».

Тут же начался сбор средств на проект, в короткий срок его касса составила 6 миллионов рублей. А в апреле 1933 года был представлен эскизный проект самолета. Авиаконструктор Шавров писал:

«К работе были привлечены до ста учреждений и предприятий. Разработка проекта и постройка самолета были поручены ЦАГИ. Еще в середине 1931 года коллектив под руководством К. Н. Туполева разработал эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4 с четырьмя двигателями М-35 с редуктором, получивший шифр АНТ-20».

Характеристики самолета и его испытания

Это был самый большой самолет того времени, длиной 33 метра с размахом крыльев 63 метра. Его конструкция удивляла даже опытных инженеров. Летчик-испытатель Громов 17 июня 1934 года выполнил пробный полет. Второй полет состоялся спустя пару дней, над Красной площадью во время встречи челюскинцев. После заводских испытаний самолет был передан в агитационную эскадрилью имени Горького в качестве флагмана.

На «Максиме Горьком» установили 8 двигателей, создали для прочности гофрированную поверхность фюзеляжа, а крыло было так велико, что вмещало запас горючего и несколько спальных кабин. Кроме того, самолет вмещал 8 членов экипажа, 72 пассажиров.

АНТ-20 «Максим Горький»

Эксплуатация АНТ-20 «Максим Горький»

А еще это была мощнейшая агитационная машина. На борту имелись: громкоговорящая установка, несколько радиостанций, киноустановка, типография, библиотека, фотолаборатория, АТС, пневматическая почта и электростанция.

А самое главное – это был гигант, построенный на отечественном заводе советскими специалистами и только из своих материалов. Почти сразу АНТ-20 намолол несколько мировых рекордов по грузоподъемности и высоте полета.

Радостным для всего коллектива был первомайский праздник 1935 года, когда АНТ-20 «Максим Горький» возглавил воздушный парад советских самолетов. Такая мощная машина наполняла советских людей гордостью.

Катастрофа

Никто не мог предположить, что существование уникального гиганта прервет нелепость. 18 мая 1935 года самолет поднялся над Москвой в сопровождении легких аэропланов Р-5 и И-5 с кинооператором. На их фоне «Максим Горький» выглядел еще больше. Катастрофу описывал очевидец так:

«… сопровождая «Максим Горький» на самолете-истребителе И-5 пилот Благин начал выполнять вблизи от самолета-гиганта фигуры высшего пилотажа, которые не были предусмотрены полетным заданием. При попытке сделать петлю вокруг крыла самолета он потерял скорость в верхней точке, и его неуправляемая машина упала на крыло «Максима Горького».

Самолет АНТ-20 «Максим Горький»

Было проведено расследование. Рассматривали самые разные причины катастрофы. Самой правдоподобной считается та, по которой пилот истребителя выполнял фигуры высшего пилотажа по просьбе киноработников, которым нужно было собрать эффектный материал для агитационного фильма о «Максиме Горьком».

Несмотря на трагедию, самолет АНТ-20 «Максим Горький» считается символом прогресса Советского Союза. Вины его создателей в таком трагическом конце, конечно, не было.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера