23 июня в истории. Иван Киреевский

В этот день 1856 года умер русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников философии славянофильства Иван Киреевский.

Славянофильство

В середине XIX века в России появилось два философских течения, разделивших интеллигенцию на две части: западников и славянофилов. Первые считали, что России следует идти по европейскому пути развития, вводить конституцию и отменять крепостное право. Вторые видели для России особый путь развития, отличный от европейского. Одним из основоположников этого движения считают Ивана Киреевского, хотя он шел к своей философии долго и в том числе через идеи западных мыслителей.

Иван Киреевский

Иван Киреевский родился в семье столбовых дворян Тульской губернии. Отец его рано умер от тифа, Ивану тогда было всего 6 лет. Несмотря на это, мальчик получил хорошее домашнее образование, одно время его даже учил двоюродный дед, Василий Жуковский.

Обучение продолжилось в Москве. Мать Киреевского Авдотья Петровна стала держательницей одного из тех салонов Москвы, в котором собиралась интеллигенция. Многие из университетских профессоров занимались с Иваном лично. По окончании обучения Киреевский устроился на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Именно в архиве Иван Киреевский впервые попал в философский кружок. Вместе с молодыми коллегами он основал Общество любомудрия. Участники общества увлекались немецкой философией, читали Шеллинга, Геккеля, Спинозу, Канта. Правда, после восстания декабристов общество пришлось распустить.

Иван Васильевич Киреевский

Философские взгляды Киреевского

В 1830 году Иван Киреевский поехал в Европу, где смог лично послушать лекции Гегеля и Шеллинга. Вернувшись из путешествия, молодой человек начал издавать свой журнал «Европеец», который был закрыт уже после второго выпуска. Император Николай углядел в нем намеки на требования конституции. Тем не менее, «Европеец» был удивителен тем, что на его страницах удалось сосуществовать идеям и славянофилов, и западников. Считается, что переворот во взглядах Киреевского произошел вскоре после женитьбы на Наталье Арбеневой. В отличие от мужа, любителя немецкой философии, она предпочитала книги православных мыслителей. Киреевский пытался переубедить жену, но в итоге, прочитав книги, любимые женой, проникся идеями православной философии. Проникся настолько, что попросил жену взять у своего духовника крест для него. Тогда Наталья Петровна поехала к старцу Новоспасского монастыря Филарету, все ему рассказала. Старец снял с себя крест и передал философу, который надел его впервые за свои 36 лет жизни.

Философское учение Ивана Киреевского

Вот тогда Иван Васильевич поменял мировоззрение и начал создавать свое собственное философское учение, основанное на православной мысли, православной морали. Он поехал в Оптину пустынь, где долго беседовал с местными старцами, помог в издании сочинений отцов Церкви. Тогда же Иван Киреевский формулирует основные положения своей философии. По мнению Ивана Васильевича, вся западная философия – не что иное, как попытка выдумать себе новую религию. А у России и так была мудрость православных отцов, которые впитали ее от восточной Вселенской Церкви. Русский православный дух был сохранен, прежде всего, в простом крестьянском быту, а не в интеллигенции и высшем свете, которых направил по западному пути Петр I.

Иван Киреевский

Увы, Иван Киреевский умер совсем молодым – философа сразила холера. По собственному желанию мыслителя, его похоронили в Оптиной пустыни. Вклад Киреевского в общее дело славянофилов хорошо описал товарищ, а порой и оппонент, Алексей Хомяков:

«Одну-две мысли такие как Киреевский добывают трудом целой жизни, напряженною работою всех мыслящих способностей и, можно сказать, кровью сердца, алчущего истины; но каждая из этих мыслей есть шаг вперед для всего человеческого мышления».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера