Слово в образе. Княгиня Ольга

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим о художнике, который, конечно, всем известен и, надеемся, любим. Художник очень сложной судьбы. Это Виктор Михайлович Васнецов. Он родился в Вятской губернии в семье потомственных священников и тоже должен был стать священником. Он окончил Вятское духовное училище, Вятскую духовную семинарию.

Виктор Васнецов

В семинарии он встретил замечательного человека – вятского художника Чернышева, наверное, не великого, но просто хорошего, внимательного учителя. Чернышев, разгадавший, увидевший талант живописца в своем ученике, настоял на том, чтобы тот двигался именно в этом направлении.

Васнецов приезжает в Петербург, ему 17 лет. Как Репин, как Суриков, как очень многие из его поколения, он сначала поступает в рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, где он учится у Ивана Николаевича Крамского. Затем поступает в Академии художеств. И он будет учиться в одно время с Репиным, но заканчивает позже него. Васнецов поедет за границу, напишет там хорошие работы, приедет обратно и вступит в «Товарищество передвижных выставок».

Его первые работы – «С квартиры на квартиру», «Книжная лавка», «Парижские балаганы» – это работы типичного передвижника той самой первой волны, которые превыше всего ставили для себя жанр. И он вполне мог бы развиваться дальше в этом направлении. Но, видимо, то, что содержится в основе таланта, лежит в пространстве душевного влечения, невозможно перебить.

Творчество Васнецова

Творчество Васнецова – это много эволюций. Он эволюционирует от передвижнического реализма к былинно-сказочной теме, к сказке как метафоре. Он стилистически эволюционирует от бытописательства к эстетике модерна. Художник обнаруживает ту самую подлинную национальность, в основе которой лежит православие, которое долгое время не принималось демократически настроенными передвижниками первого поколения.

Васнецов удивителен в своем доверии к внутреннему творческому голосу. Он, надо заметить, совсем не демократ. Он монархист, стоявший у истоков монархического «Союза русского народа». Он никогда не скрывал своего отношения к Церкви как к основе русского быта, истории, менталитета, Руси как цивилизационного явления.

Рано или поздно он должен был прийти к живописи религиозной, что и случается благодаря Прахову, который искал людей, что могли бы работать над росписями киевского Владимирского собора, уже освященного при императоре Николае II в присутствии всей императорской семьи. Одиннадцать лет, почти все 1890-е и начало нулевых годов XX века связаны с росписями храма святого равноапостольного князя Владимира в Киеве.

Виктор Васнецов. Княгиня Ольга

Мы видим поразительные живописные симфонии: «Бог Творец», «Христос Пантократор» и совершенно замечательную огромную алтарную роспись в центральном нефе, которую уже при жизни художника называли «Васнецовской Мадонной». Но нас интересуют работы в иконостасе.

Княгиня Ольга

Вот небольшой византийского типа иконостас, где слева и справа от Царских врат в ряд помещены изображения святых. Нас интересуют изображения княгини Ольги и князя Владимира – двух равноапостольных правителей древнейшего Русского государства. Это ведь было очень непросто решиться вообще на роспись в храме, и решиться на создание таких икон. Икон ли?

Стиль Васнецова чрезвычайно интересен, и он находится на каком-то стыке между древнерусской и современной живописью. Мы видим в этих росписях наличие древнерусской традиции и традиции реалистического направления русского изобразительного искусства XIX века. Мы видим здесь элементы нового нарождающегося стиля с характерными элементами декора. Это очень сложное сочетание, которое, наверное, будь это какой-то другой человек, оказалось бы верхом безвкусицы.

Но внутренний такт, безупречное чутье на правду и чувство вкуса и меры, которые были свойственны Васнецову, создали тот индивидуальный стиль, в котором мы не встречаем стилизации. Ибо стилизация – это всегда заимствованное мышление. А то, что мы видим в религиозной живописи Васнецова, – безусловно, живая, здесь и сейчас присутствующая, передаваемая нам подлинная мысль.

За свою жизнь Васнецов создал огромное количество исторических портретов. И в Князь-Владимирском соборе мы видим эти поразительные изображения, находящиеся в пространстве иконописи и живописи. Они как бы выходят из иконописного пространства в сегодняшний мир в этом удивительном стиле Васнецова. По сути, это портреты.

Иконостас Владимирского собора

Княгиня Ольга – это ведь реальный человек, в то же время так отдаленный от нас по времени. Какой она была на самом деле? Это был человек, который определил судьбу Руси. Именно так: не просто какую-то часть истории, а судьбу вплоть до сегодняшнего дня.

Она первая из правителей Древней Руси приняла христианство, и не где-нибудь, а в Константинополе. Ее восприемником был сам византийский император Константин Порфирогенет, который и описал ее посольство в книге о церемониях. Жизнь этой женщины была очень непростой и очень долгой. Княгиня Ольга прожила жизнь в страшное и тяжелое время, и ей пришлось совершать много решительных и суровых поступков.

Мы видим это в ее подлинно княжеской стати, в отсутствии какой-либо суетности. Она поразительно решительна. Это фигура в темных княжеских, богато украшенных одеждах. В левой руке мы видим модель храма – Десятинной церкви, первого храма на Руси, построенного благодаря княгине Ольге. А в правой руке – крест, которым она благословляет страну во всех ее последующих поколениях, которым она приносит, определяет православие.

Да, православие будет принято уже после ее кончины, при ее внуке князе Владимире, но определение этого пути было начато именно этой удивительной женщиной. Что создал Васнецов? Икону? Портрет? Он создал образ столь убедительный, что он совершенно уместен в иконостасе и совершенно точно отражает и характер, и историческое место княгини в нашей истории.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Христос в пустыне 

На главную страницу сайта - Семья и Вера