Слово в образе. Медный змий

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня наш разговор пойдет о художнике, который долгое время был известен, скорее как генерал от искусства, и как автор только одной картины, что совершенно несправедливо, ибо это выдающийся мастер – Фёдор Антонович Бруни.

Фёдор Бруни

Его отец, австрийский офицер, который принимал участие в походе через Альпы, окончил римскую Академию художеств, в 1807 году вынужден был переехать в Санкт-Петербург. В России Антонио Бруни устроился довольно хорошо: профессионально занимался живописью, прежде всего, интерьерными росписями. И его сын тоже поступил в Академию художеств с тем, чтобы стать живописцем.

Затем, окончив Академию художеств, спустя 10 лет был отправлен в Италию, для того, чтобы совершенствоваться. Среди группы молодых людей, также окончивших Академию, Фёдор Бруни отличался, прежде всего, удивительным чувством организованности и работоспособности. Будучи не очень сильного здоровья, он, тем не менее, все время проводил в работе. Он копировал фрески, работы старинных мастеров, оттачивал свое мастерство. И был он тем, что сегодня называется «перфекционист». Художник все время стремился к совершенству.

Первой работой является очень большая композиция «Смерть Камиллы, сестры Горация» на сюжет из древнеримской мифологии. Эта работа в высшей степени профессионально скомпонована. Вот что в этой работе оставляет желать лучшего, и что всегда будет оставлять лучшего у Фёдора Бруни, это свет. Свет у него всегда формальный. Но художник мечтал о теме, которая бы зазвучала, срезонировала в его времени. И он такую тему нашел.

«Медный змий»

Бруни делает первые эскизы к своей огромной картине «Медный змий» на тему Ветхого Завета. Эту работу он будет делать долго. Приедет в Петербург, получит звание профессора за «Смерть Камиллы, сестры Горация», затем обратно уедет в Италию. Работа будет продолжаться 10 лет, прежде чем он ее окончит. Это, конечно, был грандиозный труд, который был по достоинству оценен современниками, но, наверное, все-таки не потомками. Время написания –30-е годы XIX века.

Давайте с вами вспомним, что же лежит в основе сюжета «Медного змия»? Это 21 глава книги Чисел, в которой говорится следующее:

«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути».

Медный змий. Фёдор Бруни

Это время исхода, когда евреи покинули Египет, уже пересекли Синай, уже находятся на Аравийском полуострове, уже устремляются в Ханаан, потому что они довольно долго бродили по пустыне. Здесь нужно помнить, что события, относящиеся к сюжету «Медного змия» относятся к самому концу этого знаменитого тяжкого пути из дома рабства в Землю обетованную. И вот на этом финальном отрезке народ стал малодушествовать.

«И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».

Вновь человек считает, что плата за его свободу чрезмерна, что Бог чрезмерно заставляет его страдать. Мы с вами видим, как эти въевшиеся качества рабства проявляются вновь.

«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых».

Когда мы говорим с вами о текстах Священного Писания, мы все-таки говорим о том, что Откровение нам дано не только в сюжетах, но и в образах. Образ змия ведь существует в двух ипостасях. Это нужно все время помнить. Есть змий, как аспид – это смерть. Но есть змий, как урей – это золотой змий, знак царственности, знак мудрости. И в первом случае, когда мы говорим о змеях, нападающих на людей, мы говорим об образе мучительных страданий, которые люди испытывают. А ведь страдания – это воспитательная мера, это то средство, которым Господь нас и испытывает, и воспитывает, и формирует в нас личность. Но страдание – это ведь еще и достаточно страшно, потому что это тот самый момент истины, когда кто-то встает на путь духовного прозрения, а кто-то погибает окончательно.

И это происходит совсем незадолго до вхождения в Землю обетованную. Вот этот момент выбран был Фёдором Бруни, как основная тема картины.

«И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе.
И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив».

На картине мы с вами видим столп, а не привычное для нас знамя. Дело в том, что в те времена не было привычных знамен в виде хоругвей. Были высокие столпы, на которых воздвигались и укреплялись сакральные знаки. И вот такой знак – медный змий – это уже не аспид, это уже урей, это царственное упование. И тот, кто с упованием взглянет на него, тот не будет поражен смертью. Вот в чем мысль. И именно этот момент страшного испытания Фёдор Бруни изобразил в своей картине. Она совершенно замечательно скомпонована, обнаруживает редчайшее мастерство и композитора, и рисовальщика Фёдора Бруни.

Увы, неоднозначно было отношение современников к этой работе. Конечно, как обойтись без Александра Никитенко. Удивительный человек, профессор университета и многолетний цензор Российской империи.

«Ходил во дворец и смотрел картину Бруни «Вознесение змия в пустыне». Я ожидал от неё большего. Это – картина разных смертей, а где же поэтическая идея Моисея с его чудом? Моисей мелькает вдали неясною тенью, а вы видите только кучи умирающих, изображённых с ужасающею истиной. Художник, очевидно, заботился не о художественной, а об анатомической правде фигур».

Фёдор Бруни. Медный змий (эскизы)

В последнее десятилетие жизни Советского Союза вышло очень много интересных работ по искусствоведению, и среди них замечательная монография Аллы Верещагиной «Фёдор Антонович Бруни». И в ней она пишет:

«Художник, прежде всего, уловил трагическое мироощущение русских людей этого времени».

Давайте скажем честнее: мироощущение вообще людей того времени. Ведь это время, когда рушится христианский мир, когда с одной стороны очевиден прогресс технических достижений, гуманистические достижения, а с другой стороны мы видим, что умножается количество войн. Человек уходит от Бога, он искушается на те прелести прогресса, который ему предлагает мир. И это уловил Фёдор Бруни. Это лежит в основе картины «Медный змий». И, может быть, его современники не поняли, а может быть, не захотели понять, потому что на самом деле, что могло быть актуальнее, чем эта тема в середине XIX века?

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Отойди от меня, Сатана 

На главную страницу сайта - Семья и Вера