Слово в образе. Якопо Робусти (Тинторетто)

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Наш сегодняшний разговор о художнике, которого зовут Якопо Робусти, но в историю он войдёт под более миролюбивым именем – Тинторетто. Тинторе – красильщик. Тинторетто, стало быть, маленький красильщик. Это так неподходяще для этого совершенно замечательного, масштабного, сильного, яркого, всё собой заполняющего человека. Но вот так получилось. Отец его был всего-навсего красильщиком шёлка. Это трудоёмкая работа, хотя достаточно денежная. Венеция была всё-таки центром торговли шёлка в Европе. В этой мастерской и прошло детство будущего великого итальянского художника.

Якопо Робусти (Тинторетто)

А вот в 10-11 лет его отец обнаружил в своём сыне замечательный талант художника. Якопо расписал всю мастерскую отца картинами, узорами, видами Венеции. Ну, вот отец и решил воспитывать его как живописца. Эта профессия в Венеции была в высшей степени достойная, сулящая, при хорошем повороте событий, богатство. И он привёл своего сына к человеку, который был уже к тому времени знаменит. Это великий Тициан.

Вот Тициан должен был стать первым учителем Тинторетто. Но в доме Тициана мальчик провёл дней десять, может быть больше. Таково придание. Вазари пишет о том, что Тициан увидел в 11-летнем мальчике своего будущего конкурента и выгнал его из мастерской. И мы к этому сообщению должны относиться именно как к приданию, потому что это так не похоже на Тициана. И в 11-летнем мальчике видеть конкурента как-то не серьёзно. Скорее всего, проблема заключается в неуживчивом характере Тинторетто. Если уж его характер такой был в старости, то что уж говорить о том, когда он был на пороге юности.

Тинторетто хотел подражать двум людям. Это Тициан, которого он считал непревзойденным мастером композиции и колористом. И это Микеланджело, которого Тинторетто считал непревзойденным мастером рисунка. Соединить в себе эти два качества – такую задачу поставил перед собой художник, и видимо, этому учился у всех. Бывал в одной мастерской, в другой. Он учился сам. Это тот самый редкий успешный тип человека, о котором можно сказать, что он сам себя создал. Никто конкретно не является его учителем в мастерстве. А вот в совокупности вся художественная атмосфера Италии, в которой живописец вращался, и от каждого от достойных мастеров он взял самое лучшее.

Творчество Тинторетто

И вот Тинторетто в Венеции в 1539 году получил право стать независимым художником. Он был очень сговорчивым живописцем. Он делал то, что заказчики хотели. Тинторетто ведь замечательный мастер рекламы. На своей мастерской он повесил вывеску: «Живопись как у Тициана, рисунок как у Микеланджело». Вот такая мини-программа, декларация о творческих намерениях. Гордая, но она была привлекательна. В мастерскую стали захаживать, Тинторетто показывал свои работы, и они были удивительны. Потому что живописец взял от многих художников замечательные их качества, но при этом он создал свой собственный стиль, который совершенно поразителен и ни на кого не похож. Этот стиль удивительно современен и сегодня. Многие из тех, кто жил в одно время с Тинторетто, сегодня смотрятся в своих работах очень уж архаически, сам их изобразительный язык представляется языком далёкого прошлого, уважаемого, но неактуального в нашем времени. А вот когда мы смотрим на работы Тинторетто, мы понимаем, что это человек, который говорит с нами сегодняшним современным языком.

Тинторетто действительно работал очень много. Он работал с невероятной энергией и действительно бешеным темпераментом, поэтому работы свои заканчивал довольно быстро. А поскольку у него будет очень много заказов, то многие свои работы он будет исполнять небрежно. Появится тот самый стремительный изобразительный язык Тинторетто, в котором сочетаются экспрессия, открытый художественный приём, контрастность, динамика, в его работах есть ощущение стремительного и очень часто парадоксального движения, которое не только внешнее, но ещё и внутреннее. И он умел удивлять.

«Чудо святого Марка»

Картина «Чудо святого Марка». На ней мы видим, как мучают молодого христианина. Язычники завалили его на землю и должны сейчас растерзать, пронзить копьями. И вот в эту композицию сверху и со стороны зрителей влетает как снаряд, как какое-то разъярённое чудо, святой Марк, показанный в сложнейшем ракурсе, который набрасывается сверху на язычников, сотворяет чудо, когда копья ломаются, и тело христианина становится неподвластно для мучений. А какой удивительный при этом колорит. Это удивительное качество – не бояться никаких ракурсов, создавать иллюзию углубленного пространства и насыщать это не только действием, но и контрастным освещением и колоритом.

Тинторетто. Чудо святого Марка

Росписи в Скуола Гранде ди Сан-Рокко

Его знаменитые росписи в Скуола Гранде ди Сан-Рокко в Венеции. Здесь он показал себя замечательным мастером монументальной живописи. Не фрески, а именно живописи, потому что в Венеции фрески были не в почёте. Влажный климат был роковым для фресковой живописи. Поэтому здесь любили именно станковую живопись и очень больших размеров. Вот руководство Скуола решило провести конкурс. Они решили собрать художников вместе, чтобы рассмотреть их эскизы и рисунки.

А что же сделал Тинторетто, чтобы получить заказ? Он пробрался в главный зал корпорации вместе со своей заранее написанной работой для плафона, и прикрепил её ночью перед заседанием. И вот когда все пришли и стали показывать свои рисунки, Тинторетто просто дёрнул за верёвочку, упало закрывающее полотно, и все увидели работу художника. Да, работа замечательная, она и сегодня производит впечатление в таком сильном ракурсе. Конечно, все возмутились, кричали, что это не по правилам. «Хорошо, – сказал Тинторетто, – раз это не по правилам, я дарю эту работу корпорации». В результате художник получил весь заказ.

«Битва архангела Михаила с сатаной»

Вот такой удивительный был мастер. Он был и великолепным портретистом, и композитором. Замечательно его умение строить композицию на контрастах, расчленяя её на две контрастирующие части. Посмотрите, как это сделано в картине «Битва архангела Михаила с сатаной». Сколько здесь экспрессии. И копьё, которое как бы разделяет картину на две части, где нижняя – это низовые миры, близкие к сатане, а верхняя часть – мир Приснодевы Марии, вечная красота и гармония.

Тинторетто. Битва архангела Михаила с сатаной

Да, наверное, главная тема в творчестве Тинторетто – религиозная живопись. И в этой религиозной живописи главная тема – Тайная вечеря. Тема, к которой он будет обращаться много раз в своей жизни. Но это уже отдельный разговор.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Отойди от меня, Сатана 

На главную страницу сайта - Семья и Вера