Живу я, но живет во мне другой человек

В течение первых пяти дней Великого Поста мы слышали за вечерним богослужением чтение из Книги Бытия. Первые главы этой книги повествуют о том, как Бог сотворил мир, сотворил все, что населяет этот мир, сотворил человека. Также мы слышали рассказ о грехопадении первых людей.

Грехопадение

Мы слышали о том, как змий сначала искусил Еву, потом Ева искусила Адама. О том, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию, вкусили запретный плод, и как увидели они, что наги, и сшили себе опоясание из смоковных листьев. Об этом же упоминалось и в Великом Каноне, который мы слышали в течение первых четырех дней Великого поста. И воскресный день, предшествовавший Великому посту, тоже был посвящен воспоминанию Адамова изгнания из рая.

Многие люди спрашивают, какое отношение вся эта история имеет к нам, и почему за грех одного человека или двух людей должны страдать все последующие поколения людей. Много было споров на эти темы, и в эпоху ранней Церкви, и в Средние века. Каким образом вина Адама и Евы передается их потомкам? И почему их потомки должны нести ответственность за совершенный ими грех?

Какое отношение к нам имеет грех Адама и Евы?

Можно много говорить на эту тему. Апостол Павел, рассуждая об этом, сравнивал Господа Иисуса Христа с Адамом. И он говорил: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15.22). Но какой это имеет смысл и какое отношение к каждому из нас?

Проблема заключается в том, что на каждом новом этапе и в каждом новом поколении человечество повторяет грех Адама и Евы. В очень разных вариантах этот грех повторяется в судьбе каждого человека, причем многократно. Бог дает человеку какие-то заповеди. А человек по разным соображениям, в разных обстоятельствах эти заповеди нарушает. И нет такого человека, который был бы жив и не согрешил.

Поэтому вопрос о том, почему вина Адама передается всем нам, должен в каждом из нас ставиться, прежде всего, применительно к самому себе. «А почему я повторяю грех Адама? А почему после всего, что было сказано в Священном Писании и в Священном Придании Церкви, после всех тех заповедей, которые прозвучали из уст пророков, а в последние сии дни, как говорит нам апостол Павел, и из уст Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, я все-таки продолжаю нарушать заповеди Божии?»

Адам и Ева

«Живу я, но живет во мне другой человек»

Апостол Павел отвечает на этот вопрос так:
«Живу я, но живет во мне другой человек, живет во мне грех».

И задача человека заключается в том, чтобы изживать в себе этого другого человека, в том, чтобы освобождаться от греховной и страстной зависимости, в том, чтобы возобновлять в себе тот образ Божий, по которому все люди были созданы, но который в каждом человеке был затемнен, помрачен и осквернен его греховной жизнью.

Вот для чего Церковь установила Великий пост. Церковь призывает нас в течение всего года приносить покаяние, причащаться Святых Христовых Таин, исполнять заповеди Божии, уклоняться от зла и творить благо. Но особым образом Церковь призывает нас обратить внимание на наш внутренний мир в эти дни Великого поста.

И мы должны не спрашивать, почему вина Адама и Евы передается нынешним и будущим поколениям. А мы должны спрашивать себя: «Как я могу исполнить заповедь Божию? Что я могу сделать для того, чтобы в самом себе возобновить образ Божий? Что я могу сделать для того, чтобы избавиться от грехов, от страстей, от греховных зависимостей?»

И я думаю, что каждый из нас может дать себе ответ на эти вопросы применительно именно к самому себе. И будем просить Господа, чтобы Он помог нам пройти это поприще Великого поста с пользой для души и для тела. И чтобы в радости о воскресшем Господе Иисусе Христе мы встретили очищенными и обновленными праздник Святой Пасхи.

Живу я, но живет во мне другой человек

Пост Господень

2-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера