Слово в образе. «Страстной цикл» Николая Ге

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Ранее мы с вами уже говорили о Николае Ге, об этом удивительном, честном по отношению к самому себе, к своим зрителям, к своему времени. Художник со сложной судьбой, который стоит как бы чуть-чуть особняком от своих современников.

После успеха картины «Тайная вечеря», которая определила его очень высокий статус в художественном мире, Ге отнюдь не собирался посвящать свою творческую жизнь бытописательству, каким-то темам, казалось бы, внешне очень актуальным.

«Страстной цикл» Николая Ге

Человек глубоко верующий, он задумал цикл из картин, посвященных жизни и подвижничеству Иисуса Христа. Таким образом, «Тайная вечеря» является первой и самой традиционной, и самой спокойной из работ этого «Страстного цикла».

Критик Трубецкой сказал, что не совсем понятно, что происходит. Ну, поссорились люди, некая бытовая сцена, слишком много бытового, слишком много приземленного, в картине нет мистики.

«Христос в Гефсиманском саду»

И Ге обращается к теме, которая впритык примыкает к «Тайной вечере». Это «Христос в Гефсиманском саду». В ней надмирного, мистического и удивительно тревожного было более чем достаточно. Мы с вами видим Христа, который оказывается в ночном Гефсиманском саду, который, наверное, олицетворяет мир, в который Он пришел. Мир недобрый, страшный. Посмотрите, как изломаны деревья, как жутковато ложится освещение. Ге нашел этот прием, который он будет и далее использовать – это мистическое лунное освещение, которое преобразует все формы.

Работа кому-то понравилась, кому-то не понравилась. Ге познакомился со Львом Николаевичем Толстым, и это была встреча, которая носила поистине биографический характер. Да, Лев Николаевич – это фигура громадная, магнетическая. Под обаяние этого человека попадали и Владимир Васильевич Стасов, и Илья Ефимович Репин. Для Николая Ге встреча с Толстым оказалась судьбоносной. Давайте предоставим слово невестке Николая Ге. Она вспоминает:

«Ге полюбил Толстого глубоко и нежно и чтил его… особенно за то, что многие идеи и понятия, которые были ему дороги, Толстой формулировал раньше и определеннее его. Читал Толстого религиозно, не позволял нам при себе рассуждать о его произведениях, сейчас же показывая, как вы падаете в его мнении».

«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»

То в комнате, то вынося полотно во двор, Ге пишет работу «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Эта работа находится в Русском музее, а большой этюд – в Третьяковке. Третьяков был человеком осторожным и, в общем-то, деньги считал. И он сказал, что этюд от работы по большому счету ничем не отличается, и все то, что хотел сказать Ге, в нем присутствует. Они действительно идентичны.

Картины Николая Ге

На этой работе мы с вами не видим Гефсиманского сада. Это совершенно безжизненное пространство, где лунный свет заливает камни. Вот ступени, по которым идут апостолы. И лиц-то самих апостолов мы с вами тоже не видим, они закрыты капюшонами. Фигуры их покрыты плащами, и они уходят темными, мрачными тенями куда-то в абсолютную кромешную тьму. Вот эта тьма воплощает мир.

Христос – единственный, чье лицо повернуто. Правда, не совсем на нас, оно повернуто наверх. Он смотрит на небо, зловещее, беззвездное. И, в общем-то, нет никаких привычных атрибутов, которые могли бы нам сказать, что вот это – образ Христа. Он совершенно идентичен всем другим персонажам. Это картина состояния. Картина, в которой нам тревожно, холодно. Состояние одиночества, состояние, в котором расходятся пути апостолов и Христа. Отчаянно расходятся, навсегда. Нет ощущения надежды, нет ничего, что позволило бы нам испытывать хоть какую-то тень оптимизма.

«Что есть истина?»

Работа эта появилась в 1889 году. А спустя год появляется, быть может, одна из самых известных работ Николая Ге – «Что есть истина?» О ней много написано хорошего в XX веке, много плохого – в XIX веке. Современники осудили неряшливую живопись, дефекты композиции Николая Ге.

Мы с вами, конечно, понимаем: это столкновение государства и Бога, государства и Истины. Собственно говоря, перед нами могучий, властный, одномерный по психологическому состоянию самодовольства Пилат, и находящийся в тени Кто-то. Причем обратим внимание: для нас всегда свет – это атрибут правды, истины, красоты, это атрибут Бога. А здесь все наоборот. Бог, в образе жалком, задвинут к самой стене. И самодовольный патриций, который Его поучает.

Да, картина очень эффектна, вполне выразительна. Но она в этой выразительности и невероятно одномерна. И современники были правы, говоря о том, что она недостаточно продумана.

Суд синедриона, Что есть истина

«Суд синедриона»

А вот на следующий год появляется работа в высшей степени шумная и эффектная, в золотисто-красноватых оттенках. Это «Суд синедриона». Шествие самодовольных первосвященников в дорогих облачениях, которые проходят сквозь работу, не обращая внимания на нас, на Христа, которого прижали к стене. Ге стремится показать, что Ему здесь не нашлось должного места.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Иконостас 

На главную страницу сайта - Семья и Вера