Школа терпения, смирения, воздержания и любви

Пост – школа терпения, смирения, воздержания и любви. Это школа, где нужно этому всему научиться. Установлен он в память о посте, который совершал Сам Спаситель после крещения в водах иорданских. Он удаляется в пустыню для того, чтобы подготовиться к выходу на общественное служение. И это выход к Своей крестной смерти, дабы спасти весь мир.

Школа терпения, смирения, воздержания и любви

Мы с вами тоже, уподобляясь Христу, перед самым главным праздником вступаем во время Великого поста. А прежде этого мы читаем евангельские повествования. Одно из них говорит нам о Страшном Суде, где Господь нам говорит, что явится критерием для человека, чтобы войти в Царство Небесное. Это накормить человека алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить лежащего в больнице, навестить сидящего в темнице и принять странника, то есть дать кров или помочь бездомному человеку.

Вот шесть милостей, по которым Господь будет судить. И Великий пост – это как раз школа соблюдения этих милостей. Сможем ли мы в течение этого времени хотя бы приблизиться к исполнению этих милостей. Чтобы их исполнение стало для нас образом уклада жизни.

Первый шаг для соблюдения Великого поста

Квинтэссенцией для понимания смысла Великого поста является молитва святого Ефрема Сирина, которую мы читаем на протяжении поста:

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

Вот в этой короткой молитве даны все условия соблюдения этих духовных правил. Чтобы мы не празднословили, не были привержены к любительству начальствовать. То есть то, что, прежде всего, человека характеризует – может ли он проходить те самые искушения, которые проходил в пустыне Сам Господь. И просим, конечно, смиренномудрия, терпения, любви, целомудрия. То, что мы хотели бы иметь в себе.

Ну и еще, то, что сейчас очень сложно – это бесконечное осуждение, которое мы с вами видим вокруг себя. И сами мы зачастую подвергаемся помыслам осуждения всех и вся. Так вот, когда мы начнем работать хотя бы вот над этим, то это будет уже для нас первым шагом для соблюдения Великого поста.

Молитва и телесное воздержание

Ну, а второй шаг, который будет совершенно естественным – это молитва, которую мы с вами должны совершать дома и в церкви. И церковный устав нам помогает в этом. Потому что чтение Канона Андрея Критского, особая Литургия Преждеосвященных Даров, длинные постовые службы, чтение часов, необходимость исповеди, причастия, соборования – все это прикладывается к тому, что мы с вами обязательно должны сделать.

Ну, и самое легкое – это, конечно, телесное воздержание. Если вы справитесь со своими страстями, помыслами, похотями, которые одолевают человека, то ограничить себя в пище – это уже совсем просто. Человек, который воздерживается в еде, он меньше согрешает, организм его становится более здоровым, более чистым и целомудренным. Ведь телесные страсти и похоти являются ненормальным. Господь дал человеку чувство настоящей христианской целомудренной любви, потому что Сам Господь Иисус Христос есть любовь. Прежде всего, нужно научиться этой любви.

Молитва в храме

Весна для души

А вообще пост – это радость. Евангелие нам говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16-18).

Ограничивать себя телесно и не понуждать к добрым делам – такой пост не принесет никакой радости и пользы. Это обычная диета, которую может назначить врач, и которую можно соблюдать и вне устава поста. Если человек проходит Великий пост в духовном воздержании и к нему добавляется телесное воздержание, то он учится правильно жить по Закону Божьему. Тогда все приходит в гармонию – и дух, и тело. Это самое главное, чего нужно достичь.

А еще Великий пост называется весной для души. Это возможность пробудиться от духовной спячки, в которой мы постоянно находимся, и начать работать над собой, начать учиться в школе терпения, смирения, воздержания и любви.

Школа терпения, смирения, воздержания и любви

Бог созерцает смирение

На главную страницу сайта - Семья и Вера