Слово в образе. Святая Русь

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Однажды мы с вами уже говорили о Михаиле Васильевиче Нестерове, замечательном мастере, с именем которого связана православная тема в русской живописи. Сегодня мы поговорим о его работе, которую он считал главной.

Михаил Васильевич Нестеров

У него была мечта написать большую картину, в которой можно было бы самовыразиться в той же самой полноте, как это удалось Александру Иванову в его «Явлении Христа народу». И он искал эту тему, искал те образы, ту сюжетную канву, которая позволила бы сформироваться такой композиции. И в 1901 году он приступает к работе, которая называется «Святая Русь», и будет впервые представлена публике 5 января 1907 года на персональной выставке Михаила Васильевича Нестерова в Санкт-Петербурге.

Работа будет встречена неоднозначно. И разве могло бы быть иначе, ведь мы с вами говорим о первом десятилетии XX века. Нестеров писал эту работу в то самое время, когда идет Русско-Японская война, когда страна катится к катастрофе первой русской революции, когда вдруг обнаруживаются те бездны, в которые провалится, в конечном счете, Российская империя.

«Святая Русь»

«Святая Русь» – это работа, в которой ощущается, при всей благостности, тревога. Она ощущается хотя бы в пейзаже – зима. Мы знаем, что Нестеров рассматривал и другие времена года. И однажды в письме он полушутя, полусерьезно скажет о том, что полгода в нашей стране бывает зима.

На самом деле все гораздо серьезнее и глубже. Это ощущение холода, которое Нестеров испытывает от времени той тревоги, которую он не может не переживать от встречи с людьми, которые становятся все менее и менее адекватны.

Перед нами зимний пейзаж. Это Россия. Это не Иерусалим, это не Восточное Средиземноморье, это не какой-то вымышленный мир. Это именно Россия, погруженная в глубокие снега и удивительно лиричная. И здесь, в левой стороне картины, мы с вами видим группу, к которой идут люди. А центр и правая сторона – это люди, идущие ко Христу. В группе левой стороны, в сущности, четыре фигуры. Это сам образ Христа, это святой Георгий на заднем плане, святой Николай Мирликийский, которого мы видим с белой бородой, и с более темной бородой – святой Сергий Радонежский. Это святые, наиболее почитаемые на Руси. Нестеров в своих эскизах изначально собирался сделать эту группу значительно больше, но, в конечном счете, остановился именно на тех фигурах, которые почитаемы в каждом уголке Руси среди верующих людей.

Что касается образа Христа, то Нестерову для этой фигуры позировал один из священников русского севера. Кто-то считает этот образ удивительно удачным, целеустремленным, возвышенным, чистым, а кто-то считает совсем иначе.

Михаил Васильевич Нестеров- Святая Русь

Нестеров был искренне православным человеком глубокой веры, верил в особый путь, в особую миссию России в этом мире, был абсолютно убежден в неизбежном торжестве вот этой самой святой Руси, которая должна спасти эту цивилизацию и никто другой. Его вера была поразительно глубокой и поразительно спокойной. И такой же она останется и после 1917 года. Но вот, что для нас с вами важно? А то, что сам-то художник воспринимает свое творчество, как подвижничество и как служение. И, следовательно, вера является главным смыслом жизни художника. Это-то мы понимаем. Но мы должны понимать и то, что главным побудителем творчества тоже является вера.

Когда Нестеров работает над «Святой Русью», он ведь в это время пишет две знаковые картины, два знаковых пейзажа. Это «Осенний пейзаж» – очень знаменитая работа, и очень любимая, удивительно просто написанная, невероятно трогательная, прозрачная в своей бесконечной любви и очень узнаваемая. И вторая работа – «Молчание». Эта картина родилась, как и «Святая Русь», из путешествия на русский север, на Соловки, по Белому морю, откуда было привезено довольно большое количество эскизов.

Молчание. Смотрите, какая удивительная парность – река, суша, гора и два храма, наверху и внизу. И два путника, и они же – ловцы рыбы. В этих двух работах – ощущение удивительной тишины, и при этом удивительной наполненности, которая не нуждается ни в каком красноречии. Все сказано.

А теперь вновь вернемся к «Святой Руси». Образы идущих ко Христу – простые люди. Среди них мы не встречаем той группы людей, которую, наверное, должны были как-то здесь увидеть – русскую интеллигенцию, русскую аристократию. Где они на этой картине? Их нет. Как удивительно прозорлив был Нестеров. Он как бы предчувствовал те слова, которые напишет Николай II в своем дневнике: «Кругом измена, трусость и обман», когда его предает высший генералитет, аристократия, когда Россия гибнет из-за предательства того сословия, которое призвано было эту страну беречь и охранять.

В центре картины мы видим образ крестьянина. Вот на этом месте должен был находиться Максим Горький. С Горьким Нестеров часто встречался. Он был поклонником творчества Алексея Максимовича, он его хорошо знал. И даже набросал его фигуру на этом холсте, но потом его убрал, и тоже промыслительно. Интеллигенция, увы, показала себя сложно. Не смог простить Нестеров русской интеллигенции поздравительных телеграмм японскому императору с победой над русским флотом в Цусимском сражении, Мукденском сражении, взятии Порт-Артура. И словно предчувствовал то, что суждено русской интеллигенции сделать в 1917 году. Поэтому здесь мы с вами видим людей простых, искренних, идущих ко Христу без всякой задней мысли, с абсолютной, глубокой, искренней верой.

Михаил Нестеров- Святая Русь

Нестеров ведь был человеком, который тщательно продумывал каждую деталь в своей работе. В его картинах абсолютно все наполнено смыслом. Ведь не на фоне абстрактных, величественных храмов мы с вами видим Христа и сопровождающих Его святых, а на фоне простых русских церквей. Это всегда очень знаково. Не в пышности, не в триумфальности величие веры, а в глубине и интимной исповедальности. Вот эта тема, эта интонация тишины постоянно присутствует, как основная во всех работах Нестерова, посвященных религиозной теме.

Замечательный русский философ, современник Михаила Нестерова, Василий Розанов напишет:

«Михаил Васильевич Нестеров – один из самых прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь. Я думаю – он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал «стиль Нестерова». И этот стиль, в котором есть и искренность, и простота, и поэзия, в котором есть место и реализму, и метафизике, никогда не повторится».

Удивительно точно сказано о творчестве Михаила Васильевича Нестерова.

Слово в образе. Святая Русь

Слово в образе. Видение отроку Варфоломею

На главную страницу сайта - Семья и Вера