Слово в образе. Поклонение волхвов

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами будем говорить о художнике, который, наверное, занимает первое место среди всех иерархий художников – о Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи

Сын нотариуса Пьеро, он уезжает в город Винчи. В селении Анкиано он встречает девушку удивительной красоты, Катерину, от которой будет иметь сына. Вот этот сын и есть тот самый Леонардо, которому суждено было стать великим художником.

Когда мальчику исполнилось больше 12 лет, Пьеро принимает решение определить его в профессионализацию, как сегодня говорят. Приглядевшись к тому, что он делает, увидел, что мальчик замечательно рисует, у него поразительные способности к изобразительному искусству. И Пьеро, поскольку он вел дела художника Верроккьо, предлагает ему принять в мастерскую своего сына, и тот соглашается. И вот с четырнадцати лет Леонардо покидает семью и становится учеником великого мастера.

В этой мастерской нужно было сначала научиться растирать краски, бегать за разного рода необходимыми для производства этих красок минералами, строгать подрамники, покрывать их грунтом. Учился Леонардо замечательно. В 1472 году появляются две работы. Первая – это «Два ангела», написанная на композиции Верроккьо «Крещение». Это очень хорошая и в известной степени типичная для эпохи флорентийского возрождения картина, сделанная мастерски. Но лучшее, что есть на этой картине – это два ангела. Мастерство таково, что оно значительно превосходит мастерство самого Верроккьо. И, в сущности говоря, теперь Леонардо получает возможность работать самостоятельно.

«Благовещение»

В 1472 году он задумывает и начинает еще одну работу – «Благовещение». Работа, которая может считаться первой завершенной работой Леонардо да Винчи. Она интересна, прежде всего, своей композицией, вытянутой по горизонтали пейзажа, основных планов. В этой работе поражает мастерство, слегка холодноватое, удивительно четко выстроенная композиция, в которой есть, пожалуй, все, кроме одного – религиозного чувства.

Два ангела и Благовещение Леонардо да Винчи

 «Мадонна Бенуа»

Тем не менее, работа была оценена по достоинству, и Леонардо получает примерно 1475 году собственную мастерскую. А затем появляются и две работы: «Мадонна с гвоздикой» и «Мадонна Бенуа». Вторая, наверное, для нас особо дорога, потому что это эрмитажное собрание. Она появилась благодаря удивительной проницательности эрмитажного ученого, историка, профессора Липгарта. Она так называется потому, что приобретена у Лаврентия Николаевича Бенуа, который был придворным архитектором, у которого было замечательное собрание, и который перед революцией одну из своих картин продал в Эрмитаж. Но прежде была комиссия в Лондоне, которая и обнаружила, что догадка профессора Липгарта относительно авторства Леонардо да Винчи, была совершенно оправдана.

Эта картина, между прочим, первая работа Леонардо да Винчи, написанная масляными красками, новым тогда материалом. В этой работе художник отказывается от многоцветности, характерной для флорентийской живописи. Мы с вами видим живопись, сближенной тональности. Зеленовато-охристые стона создают несколько сумрачный колорит, но зато он позволяет более рельефно выразить лицо и Младенца, и Богородицы. Это, наверное, самая молодая Мадонна, изображенная Леонардо да Винчи. Удивительно непосредственная. Вообще все в этой работе поразительно непосредственно. Посмотрите, как чудно тянется к цветочку Младенец Иисус. А ведь это напоминание зрителю о грядущей жертве Христа, о Голгофе.

«Поклонение волхвов»

Какой революционной должна была бы быть работа, которую начал Леонардо да Винчи в 1481 году. Это картина «Поклонение волхвов», написанная на доске для алтаря храма Сан-Донато в Скопето. Эта работа будет не завершена, и общее мнение искусствоведов во всем мире в том, что это самая значительная незавершенная работа в истории искусства.

Что же здесь мы видим? По центру – изображение Приснодевы Марии с Младенцем на руках. Из всех многочисленных изображений Богородицы у Леонардо, это самое замечательное. Она не холодна и не неприступна, как Мадонна Литта. Она не так непосредственна и по-детски наивна, как в картине «Мадонна Бенуа». Она не такая отстраненная, как в картине «Мадонна в скалах». Это удивительная доброта и ощущение абсолютного покоя и уверенности. Вот что исходит из этой центральной группы, которая находится в основании всей композиции.

Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

А вокруг мы видим удивительное завихрение людей. Ощущение шума, хаоса. Это образ ужасного, запутавшегося мира, в который входит Господь. Но можно и так понять, что этот мир испуган приходом сюда Господа, Который обнаружит каждую дурную мысль, мимо Которого не пройдет ни один коварный замысел и ни одно подлое действие, и все будет приведено к воздаянию.

Центральная ось как бы продолжается двумя деревьями. Пальмы – это образ Ветхого Завета и того мира, который уходит. Чуть ближе к нам и значительно выше – это дуб. И, конечно, каждый из нас воспринимает его как образ Церкви, вечно обновляемый и одновременно несокрушимый.

А вот на втором плане, слева, мы видим образ разрушенного храма. Это образ гибнущего античного мира, того мира, который языческий. А вот справа от дуба – мир приходящий, грядущий. И здесь мы видим с вами горы – образ духовного величия. Но здесь же мы с вами видим схватку всадников. И глядя на этого всадника, который олицетворяет некое зло, у нас возникают ассоциации с еще одной работой Леонардо да Винчи, увы, незавершенной – «Битва при Ангиари». Вот это вот остервенение зла, которое пытается все сокрушить, и юноша на коне, который преграждает ему путь, который призван его победить. Это – схватка добра и зла, схватка того, что одухотворено той великой верой, которая принесена в этот мир Господом. Вычленить волхвов вот в этой массе хаотических фигур нам с вами представляется чрезвычайно трудно.

Работа не была завершена. Почему? Ну, формально, потому что в 1482 году Леонардо уезжает из Флоренции. Его пригласил в Милан Лодовико Моро из герцогского рода Сфорца. Первый флорентийский период завершился у Леонардо да Винчи многоточием, если иметь в виду незавершенность его «Поклонения волхвов», работы, которая попыталась вместить историософию мира прошлого и будущего, и которая очень четко обозначала, что средокрестие этого мира, центр всей человеческой истории – это рождение Христа.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Святая Русь 

На главную страницу сайта - Семья и Вера