Почему страдания для человека полезнее удовольствий

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Почему страдания для человека полезнее удовольствий? У апостола Павла в послании к Римлянам есть такие слова: «И не только это, но и хвалимся скорбями, зная, что скорбь вырабатывает терпение, а терпение – опытность, а опытность – надежду, а надежда не постыжает».

Опытность – это искусство духовной жизни. К сожалению, без скорбей очень мало у кого получается быть все время сосредоточенным на поиске пути на Небо. Свои скорби, скорби других людей показывают тщетность земных удовольствий, их невысокую ценность, и делают жизнь реальной. То есть, мы понимаем цену того, что нас окружает. Причем, люди праведные, люди ищущие Бога, не всегда это знали.

О памяти смертной

Вот удивительная цитата из Книги Екклесиаста: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу».

О чем здесь речь? О памяти смертной. Ты сходил на похороны, и ты понимаешь, что сегодня может Господь может забрать и твою душу, и через три дня также твои близкие соберутся вокруг твоего гроба, будут о тебе плакать и молиться. А вот через десять лет после твоей кончины, сколько людей соберется на панихиду по тебе, в скольких сердцах ты оставишь добрую память о себе? Такую, чтобы людям хотелось прийти за тебя помолиться?

«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья».

Почему страдания для человека полезнее удовольствия?

Напомним, что мудрый и глупый – это синонимы праведного и неправедного, ищущего святости и не стремящегося к ней. Да, печалей и скорбей много, Господь ведет нас разными путями. Есть люди, которые проходят мимо скорбей, а есть судьбы, которые наполнены скорбями. Почему, мы не знаем. Это не наше дело. Есть знаменитый диалог, который оставлен нам в древних монашеских писаниях о том, как однажды преподобный Антоний Великий, основатель монашества, видя, что происходит вокруг него, просто возопил в сердце своем: «Господи! Как же так? Почему грешники, злодеи благоденствуют, живут долго в здравии. Почему так много праведников, которые так мучительно и тяжело живут? Уж казалось бы, при его внимании, при его молитве, Господь должен был ему открыть какую-то логику. И иногда она есть. Но Он говорит ему: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».

Мужчина в больничной палате

Поэтому мы должны внимать себе и своему пути. Если пришла в судьбу скорбь, надо принять ее, как от Господа. Это для того, чтобы мы глубже и серьезнее жили. И дай Бог силы, чтобы мы тоже могли, как апостол сказать, что мы хвалимся этими скорбями.

Удивительно, в другом месте апостол говорит: «Чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира».

То есть, если мы все свои страдания осмысливаем (а их в жизни апостола Павла было очень много), как подражание страданиям и кресту Христову, «восполняем страдания христовы своими скорбями», то они становятся для нас спасительными. И вот апостол, приближаясь к концу своей земной жизни, говорит: «Мне нечем хвалиться, только крестом Христовым».

Как мы это для себя можем понять? Когда мы будем уходить, когда для нас настанет преддверие Страшного Суда, то мы увидим, что даже все наше добро в той или иной степени было в кавычках. Даже наши добрые дела, в большинстве своем, поражены тщеславием, себялюбием, гордостью. А вот принятую скорбь очень трудно оценивать как праведность, но вот ею спастись, именно скорбями войти в Царствие Божие. Поэтому терпение скорбей, во-первых, дает христианскую опытность, то есть искусство христианской жизни, а во вторых ведет человека ко спасению.

Надо сказать, что у очень многих святых отцов встречается такая мысль, что если человек не хочет жить аскетично, если он не преодолевает в себе плотского человека, а живет так, как живется, то Господь восполняет вот эти излишества, отсутствие этого усилия через телесные скорби, через болезни. Для того, чтобы тело не обладало духом человека. Потому что больной человек – это человек, которому легче преодолеть страсти, чем человеку здоровому.

Почему страдания для человека полезнее удовольствий?

Скорби и болезни

На главную страницу сайта - Семья и Вера