Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
Предлагаем задуматься над тем, насколько необходимо и полезно доброе общение между людьми. Еще святой апостол Павел говорил: «Общение не забывайте». В нашем современном мире, казалось бы, столько средств коммуникации, которые якобы дают возможность общаться людям, находящимся на далеком расстоянии. Легко можно и позвонить, и пообщаться по видео. И в то же время удивительный феномен: вроде бы возможность есть, вроде бы люди стали более открыты друг к другу, но вот эта открытость открытости рознь.
Открытость открытости рознь
Например, тот или иной друг или подруга могут в своих соцсетях публиковать свои фотографии, а вот так, чтобы позвонить своему другу или подруге и просто спросить: «А как ты? Жив, здоров? Как у тебя самочувствие? Не нужна ли тебе какая-то помощь» – вот этого нет. С одно стороны все стали друг к другу открыты и даже призывают к открытости, и даже приветствуется быть открытым и говорить обо всем и везде. А в то же время какой-то сердечности, искренности во взаимоотношениях, в общении с людьми не наблюдается.
И вот преподобный Паисий Святогорец в свое время обращал на это внимание, что раньше существовало какое-то соседство, взаимопомощь. Например, люди в деревнях, живя бок о бок друг с другом, если одному надо было идти куда-то пешком, и он спрашивал соседа: «Не идешь ли туда-то», сосед ему говорил: «Я завтра на лошади еду в то же селение. Если хочешь, оставайся у нас ночевать, и завтра поедем вместе». Или, например, отправляясь в город из деревни, какой-нибудь сельчанин шел к соседям и спрашивал: «Я сейчас еду в город, не нужно ли вам что-то купить?»
То есть, было какое-то добрососедство, было какое-то желание людей друг другу помочь и поддержать. А сейчас люди живут в одной многоэтажке, на одной лестничной площадке, и могут совершенно не знать, кто находится у тебя за стеной или за соседней дверью. Потому что абсолютное безразличие друг к другу.
Доброе общение между людьми
Это не является нормальным состоянием, и нам христианам надо, конечно, больше думать о ближних. Должно быть какое-то встречное поступательное движение к ближнему с желанием ему помочь. Конечно, вы можете возразить, что тут все надо делать с рассуждением и аккуратно. Далеко не каждый человек, при всей декларируемой открытости, согласится сразу пустить вас в свой дом или в свою душу, поделиться своими скорбями и бедами, и откликнется на ваше желание помочь. Да, конечно, везде нужна рассудительность. Но, тем не менее, все-таки христианин должен стремиться быть по-настоящему открытым. И очень мудро преподобный Паисий с высоты своего духовного опыта обращает внимание на следующее:
«В наши дни, если даже духовные люди и не хотят быть связанными между собой, их принудит к этой связанности диавол. Сегодня диавол многой своей злобой делает людям величайшее благо».
Казалось бы – противоречие. Как может диавол своей злобой сделать величайшее благо?
«Если, к примеру, верующий отец хочет найти для своих детей домашнего учителя, то он вынужден будет найти учителя хорошего и верующего, потому что он собирается ввести его в свой дом. С другой стороны, верующий учитель, не получивший еще места и желающий давать детям частные уроки, тоже будет искать хорошую семью, чтобы чувствовать себя в безопасности. Или какой-то мастер, живущий духовной жизнью, или маляр, или электрик, станет искать работу в хорошей семье, чтобы чувствовать себя легко, потому что в доме мирском он наживет себе неприятности».
Разумеется, здесь речь идет не о земном каком-то комфорте, а именно о самой атмосфере. Если ты человек верующий, то невольно ты будешь искать людей, так или иначе, единомысленных тебе.
«Хозяин-христианин тоже будет искать для работы у себя в доме хорошего мастера и верующего человека. Как один, так и другой будут искать человека духовного, с которым можно сотрудничать. И так, потихонечку, духовные люди всех ремесел и всех наук познакомятся друг с другом».
«В конечном итоге, – пишет преподобный Паисий, – диавол, не желая того, делает своей злобой добро: отделяет овец от козлищ. Овцы отделятся от козлищ и станут жить единым стадом и с Единым Пастырем. Потому что то, во что превратился мир, годится лишь для живущих во грехе. Поэтому люди разделятся. И овцы, и козлища будут сами по себе».
Козлища – это образное наименование людей, живущих по стезе мира сего, отвергающих Бога, не заботящихся об исполнении Его заповедей, о вечной жизни, богатеющих только грехами. А под овцами подразумеваются люди, помнящие о своем духовном родстве, о той цели, ради которой Господь создал человека и той цели, к которой Господь человека ведет в этой жизни.
«Желающие жить духовной жизнью постепенно не смогут жить в этом мире, они постараются найти подобных себе людей Божиих, найти духовника, который поможет им удалиться от греха. Вот это-то добро и делает сейчас диавол, сам того не желая. И сейчас не только в городах, но и в деревнях видишь, что одни спешат в развлекательные центры и живут безразлично, другие же спешат на бдения, на молебны, на духовные собрания, и эти люди спаяны между собой».
Преподобный Паисий далее вспоминает как он, будучи молодым человеком, служил в войсках связи:
«Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты одного полубатальона, два года прожили вместе и были спаяны между собой больше, чем братья, потому что трудности и опасности мы переживали вместе. Мы были настолько спаяны, что звали друг друга «брат». Мирские были люди, с мирским образом мыслей, ни Евангелия не читали, ни духовных книг, но, тем не менее, один с другим не хотел расставаться.
У людей было обычное мирское, в хорошем смысле этого слова, образование, но они имели то, что всего выше – любовь, братство. Недавно скончался один из наших сослуживцев, и остальные однополчане приехали на его похороны со всех концов страны. И сюда несколько дней назад приехал повидаться со мной один мой однополчанин. Как же он меня стиснул в своих объятиях! Я не мог из них вырваться!»
И вот какой очень полезный и очень важный для нас вывод делает далее преподобный Паисий:
«Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу».