Доброе общение между людьми

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Предлагаем задуматься над тем, насколько необходимо и полезно доброе общение между людьми. Еще святой апостол Павел говорил: «Общение не забывайте». В нашем современном мире, казалось бы, столько средств коммуникации, которые якобы дают возможность общаться людям, находящимся на далеком расстоянии. Легко можно и позвонить, и пообщаться по видео. И в то же время удивительный феномен: вроде бы возможность есть, вроде бы люди стали более открыты друг к другу, но вот эта открытость открытости рознь.

Открытость открытости рознь

Например, тот или иной друг или подруга могут в своих соцсетях публиковать свои фотографии, а вот так, чтобы позвонить своему другу или подруге и просто спросить: «А как ты? Жив, здоров? Как у тебя самочувствие? Не нужна ли тебе какая-то помощь» – вот этого нет. С одно стороны все стали друг к другу открыты и даже призывают к открытости, и даже приветствуется быть открытым и говорить обо всем и везде. А в то же время какой-то сердечности, искренности во взаимоотношениях, в общении с людьми не наблюдается.

И вот преподобный Паисий Святогорец в свое время обращал на это внимание, что раньше существовало какое-то соседство, взаимопомощь. Например, люди в деревнях, живя бок о бок друг с другом, если одному надо было идти куда-то пешком, и он спрашивал соседа: «Не идешь ли туда-то», сосед ему говорил: «Я завтра на лошади еду в то же селение. Если хочешь, оставайся у нас ночевать, и завтра поедем вместе». Или, например, отправляясь в город из деревни, какой-нибудь сельчанин шел к соседям и спрашивал: «Я сейчас еду в город, не нужно ли вам что-то купить?»

То есть, было какое-то добрососедство, было какое-то желание людей друг другу помочь и поддержать. А сейчас люди живут в одной многоэтажке, на одной лестничной площадке, и могут совершенно не знать, кто находится у тебя за стеной или за соседней дверью. Потому что абсолютное безразличие друг к другу.

Доброе общение между людьми

Это не является нормальным состоянием, и нам христианам надо, конечно, больше думать о ближних. Должно быть какое-то встречное поступательное движение к ближнему с желанием ему помочь. Конечно, вы можете возразить, что тут все надо делать с рассуждением и аккуратно. Далеко не каждый человек, при всей декларируемой открытости, согласится сразу пустить вас в свой дом или в свою душу, поделиться своими скорбями и бедами, и откликнется на ваше желание помочь. Да, конечно, везде нужна рассудительность. Но, тем не менее, все-таки христианин должен стремиться быть по-настоящему открытым. И очень мудро преподобный Паисий с высоты своего духовного опыта обращает внимание на следующее:

«В наши дни, если даже духовные люди и не хотят быть связанными между собой, их принудит к этой связанности диавол. Сегодня диавол многой своей злобой делает людям величайшее благо».

Казалось бы – противоречие. Как может диавол своей злобой сделать величайшее благо?

«Если, к примеру, верующий отец хочет найти для своих детей домашнего учителя, то он вынужден будет найти учителя хорошего и верующего, потому что он собирается ввести его в свой дом. С другой стороны, верующий учитель, не получивший еще места и желающий давать детям частные уроки, тоже будет искать хорошую семью, чтобы чувствовать себя в безопасности. Или какой-то мастер, живущий духовной жизнью, или маляр, или электрик, станет искать работу в хорошей семье, чтобы чувствовать себя легко, потому что в доме мирском он наживет себе неприятности».

Разумеется, здесь речь идет не о земном каком-то комфорте, а именно о самой атмосфере. Если ты человек верующий, то невольно ты будешь искать людей, так или иначе, единомысленных тебе.

Преподобный Паисий

«Хозяин-христианин тоже будет искать для работы у себя в доме хорошего мастера и верующего человека. Как один, так и другой будут искать человека духовного, с которым можно сотрудничать. И так, потихонечку, духовные люди всех ремесел и всех наук познакомятся друг с другом».

«В конечном итоге, – пишет преподобный Паисий, – диавол, не желая того, делает своей злобой добро: отделяет овец от козлищ. Овцы отделятся от козлищ и станут жить единым стадом и с Единым Пастырем. Потому что то, во что превратился мир, годится лишь для живущих во грехе. Поэтому люди разделятся. И овцы, и козлища будут сами по себе».

Козлища – это образное наименование людей, живущих по стезе мира сего, отвергающих Бога, не заботящихся об исполнении Его заповедей, о вечной жизни, богатеющих только грехами. А под овцами подразумеваются люди, помнящие о своем духовном родстве, о той цели, ради которой Господь создал человека и той цели, к которой Господь человека ведет в этой жизни.

«Желающие жить духовной жизнью постепенно не смогут жить в этом мире, они постараются найти подобных себе людей Божиих, найти духовника, который поможет им удалиться от греха. Вот это-то добро и делает сейчас диавол, сам того не желая. И сейчас не только в городах, но и в деревнях видишь, что одни спешат в развлекательные центры и живут безразлично, другие же спешат на бдения, на молебны, на духовные собрания, и эти люди спаяны между собой».

Преподобный Паисий далее вспоминает как он, будучи молодым человеком, служил в войсках связи:

«Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты одного полубатальона, два года прожили вместе и были спаяны между собой больше, чем братья, потому что трудности и опасности мы переживали вместе. Мы были настолько спаяны, что звали друг друга «брат». Мирские были люди, с мирским образом мыслей, ни Евангелия не читали, ни духовных книг, но, тем не менее, один с другим не хотел расставаться.
У людей было обычное мирское, в хорошем смысле этого слова, образование, но они имели то, что всего выше – любовь, братство. Недавно скончался один из наших сослуживцев, и остальные однополчане приехали на его похороны со всех концов страны. И сюда несколько дней назад приехал повидаться со мной один мой однополчанин. Как же он меня стиснул в своих объятиях! Я не мог из них вырваться!»

И вот какой очень полезный и очень важный для нас вывод делает далее преподобный Паисий:

«Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу».

Доброе общение между людьми

Общение не должно опустошать

На главную страницу сайта - Семья и Вера