Как справляться с внезапными приступами гнева

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Как справляться с внезапными приступами гнева? Уже то хорошо, что вы сознаете это болезнью и слышите слова Господни: «Гнев мужа правды Божией не творит». Это, конечно, состояние лихорадочное, лишенное здравомыслия, состояние потрясения естества самого гневающегося, не говоря о тех, кто находится рядом с ним.

Гневный недуг

Так что избавление от этого греховного недуга не может быть быстрым, потому что гневливость, раздражительность коренится в самых недрах человеческой личности, в его самости. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Ты ни на кого не прогневаешься прежде, чем не превознесешься над ним». Вот та самая гордыня, человеческое надмение, понуждающее его чувствовать себя выше, лучше, значительней тех, кто рядом с ним, оказывается тем самым  ключом зажигания, после которого при всяких неустраивающих обстоятельствах гневливец обрушивает на окружающих шквал упреков, ярких и негативных эмоций, угроз, а то и переходит к откровенному рукоприкладству. А Господь предупреждает, что это есть признаки ненависти к человеку, это признаки человекоубийцы – диавола, действующего в сердце и проявляющегося в этих горьких, обидных, жестоких словах по отношению к ближним, переходящих очень часто и к делу.

Как справляться с внезапными приступами гнева?

Как с этим гневом все-таки бороться? Разумеется, таинство исповеди, которое помогает человеку переваривать и растворять свои камни гордостного надмения, есть благонадежный путь. Частая исповедь вместе с молитвой самоукорения внутри своего сердца постепенно научает всякого видеть свою ограниченность. И понимая постепенно, что нечем нам гордиться, что мы не нечто, а ничто, мы становимся все терпеливее и сдержаннее в отношении близких, потому что перестаем их жестко судить. Мы, узнав на опыте своего собственного покаянного труда, как живучи грехи в человеческой природе, перестаем быть слишком решительными судьями, понимая как велик этот недуг греха в человеческой природе, как он болезнен для всякого его носителя, и перестаем возмущаться грешником, когда он первым является жертвой своего греха, из-за которого мы прежде были готовы яростно наброситься на него. Нам становится его более жалко, чем мы чувствуем какую-то необходимость  ставить его на место.

Отношения между людьми

Таким образом, надо тесно связать для себя систему наших отношений с ближними, особенно когда мы знаем за собой вот этот недуг вспыльчивости и навык грозно, резко, немилосердно обрушиваться на близких с этими глаголами. Зная это, надо тесно увязать со своим собственным внутренним устроением вот это проявление. Не будет проявления, если будет корень здоровее. Здоровье нашего внутреннего корня самосознания – это видение своих грехов. «Мы должны быть как ангелы. Только они, как святые светлые духи, непрестанно приносят Богу жертву хваления, а мы призваны научиться всегда приносить Богу жертву самоукорения», – говорит Феофан Затворник.

Приходящий в такое устроение, оказывается терпеливым, снисходительным к ближними, способным к теплому и участливому общению. И тогда, когда видит он человека благополучного, и тогда, когда он видит людей надломленных собственной неисправимостью и нежеланием исправляться, он в равной степени ко всем стремится проявлять ту самую терпеливую ровность, милость, педагогичность, которые действительно помогают окружающим становиться лучше.

Потому поставив для себя раз и навсегда запретным, греховным, неполезным проявление гнева, неприязни, ненависти, злобы в словах против человека, мы будем всякое внутреннее осуждение уже встречать с осторожностью, стремиться отсечь те гневливые мысли, которые насаждаются от диавола в сердце, и обильно поливаемые нашей собственной самостью и самодовольством, уже вырываются из уст в виде всякой ругани и гневливых обвинений, направленных на ближнего.

Вот эта внутренняя работа по наведению порядка среди помыслов – это очень важное, победоносное проникновение в стан врага. Так же, как гораздо легче только еще зародившийся сорняк вырвать с грядки, так и из души зарождающийся гнев удобно гасится смыканием двух рядов зубов и губ. Это Господь положил для нас хорошее техническое средство, препятствующее развитию гнева и выплескиванию его наружу. Есть еще такой способ, как прикусывание языка, но это уже более кровожадный способ и беспощадный к себе. Но кто к нему приходит, тот скорее достигает результатов. Феофан Затворник, желающему быстро справиться со своим злословием, советует завести иголку и тот час при первом злом слове колоть себя в язык. Само наличие этой иголки способно очень быстро помочь человеку обуздать навык гневаться на ближних. Все эти благодатные средства употребляя, можно стать победителем над страстью гнева.

Как справляться с внезапными приступами гнева?

Против гнева

На главную страницу сайта - Семья и Вера