Как воспитать духовность в семье

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Как воспитать духовность в семье и школе, чтобы жить нравственно и добродетельно, а не только обращаться к Богу в экстренных ситуациях?

Внутренний мир

Действительно, каждый верующий человек, конечно же, хочет главным сокровищем своей жизни поделиться с детьми. И не просто поделиться, а так, чтобы дети это восприняли. Самая большая скорбь для верующего родителя – это видеть, что дети уходят от веры, уходят от Церкви. А самая большая радость – это видеть, что дети восприняли веру от родителей, живут ею, строят свою жизнь именно на основании тех принципов, которые исходят из нашей веры. И вот такое желание, чтобы дети были воспитаны и нравственно, и духовно, оно, конечно, характерно не только для сегодняшнего человека, но и для всех верующих людей во все времена.

Вот еще автор книги Притч пишет, обращаясь к читателю, как отец к сыну: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе». Сын может забыть, а может не забыть. Он подрастет, станет взрослым человеком, и у каждого человека есть свободная воля. И нет такого механизма, чтобы навязать ребенку эту правду, эту истину веры. Можно просить его: «Не забывай», как это делает автор книги Притч. И нужно объяснять ему, почему нельзя забывать: «Если ты будешь помнить эти наставления, то многие годы мирной жизни эти убеждения тебе дадут».

Речь, конечно, идет не о внешнем мире, потому что может и война случиться, и какой-то конфликт. Речь идет о внутреннем мире. Для человека, который далек от духовной жизни, далек от веры, внутренний мир всегда представляет некоторую борьбу разных желаний, стремлений, помыслов, целая буря происходит внутри. Нет внутреннего мира, нет чувства насыщения и радости жизни. Даже если все хорошо, все равно что-то внутри человека борется, разные страсти горят. А если человек стяжал настоящую духовность, то сердце его становится сердцем мирным.

Как воспитать духовность в семье?

И как же все-таки передать это детям? Вот такого механизма, который точно бы сработал на 100%, не существует, потому что ребенок потом становится взрослым, и каждый человек имеет свободную волю. Это неотъемлемый дар Божий человеку. Даже у святых людей может родиться ребенок, который подрастет и откажется от того, что видел в жизни своих родителей. Но повысить эту вероятность все-таки можно. У нас есть две возможности.

Семья за столом

Первая и, может быть, менее результативная тактика состоит в том, чтобы рассказывать ребенку о своей вере, словами как можно чаще напоминать ему о каких-то очень важных основах. Но эта очевидная тактика совершенно бессмысленна, если мы сами этим не живем. Поэтому вторая составляющая настоящего воспитания – это своим примером, своей жизнью показывать, как принципы веры воплощаются в реальной жизни. Если дети видят в родителях, что дает им вера, то они, даже если им ничего не объяснять, будут задаваться вот этим вопросом: «Какие все-таки удивительные люди были мои родители, какие радостные, светлые, чистые, как к ним другие люди тянулись, как отзывались на скорбь и нужду других людей, какие они были стойкие и несгибаемые, какая удивительная внутренняя духовная сила в них была». И даже если ничего не говорить и не объяснять , дети будут к этому тянуться. Но если объяснять и не показывать такого примера, то тогда этим объяснениям, конечно, грош цена, и это пустые слова.

Поэтому, если мы задаемся этой целью воспитать детей нравственно, чтобы они жили добродетельно, а не только обращались к Богу в экстренных ситуациях, то, прежде всего, надо обратиться к своей собственной духовной жизни. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий», – говорит апостол Павел. Нет цены таким словам, даже если их очень много и они очень правильные. А если я имею любовь, если эта любовь явственно выражается в моих поступках, вот тогда слова обретают силу.

Почему за Господом шли такие толпы людей, так прислушивались к Нему? Потому что Он говорил, как власть имеющий, слова Его были со властью, с силою. В чем эта сила состояла? В том, что Он жил тем, что Он говорил, и это всеми ощущалось. А вот слова книжников, фарисеев, тех, кто спорил со Христом – это были пустые, мертвые слова, потому что они не были основаны на реальной духовной жизни.

Будем, стремясь передать опыт веры своим детям, прежде всего, жить этой верой.

Как воспитать духовность в семье?

Как живя в семье, научиться жить духовной жизнью?

На главную страницу сайта - Семья и Вера