Безопасность и беззащитность

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Предлагаем вашему вниманию размышления, наблюдения и советы преподобного Паисия Святогорца на очень важную и, наверное, всегда актуальную тему. Любят сейчас люди говорить о безопасности, заботиться о безопасности.

Безопасность – достаточно актуальная тема, особенно в наше время. И вот преподобный Паисий Святогорец в первом томе своих бесед как раз обращает внимание на самое главное в этом вопросе. Давайте прочитаем и задумаемся.

Безопасность и беззащитность

«Мир сегодня заполнили разного рода «безопасностями», но, будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей. И поскольку человеческие безопасности им не помогают, они бегут на корабль Церкви, чтобы почувствовать себя в духовной безопасности, ибо они видят: мирской корабль пошел ко дну. Однако если они увидят, что и в корабль Церкви сочится вода и там заняты духом мира сего, а Духа Святаго нет, тогда люди отчаются, поскольку после этого им уже будет не за что ухватиться».

Здесь преподобный Паисий Святогорец, как и во многих своих наставлениях, так или иначе, возвращался к вот этой теме очень опасного мирского духа. Когда верующие люди, чтобы угодить или чтобы быть более понятными, пытаются идти в ногу со временем, со светскими людьми стараются говорить не только на их языке, но и принимают мирские обычаи в ущерб Священному Преданию Церкви, в ущерб Священному Писанию, разрушая, таким образом, традицию.

«Мир мучается, погибает и, к несчастью, все люди вынуждены жить среди этого мирского мучения. Большинство ощущает великую оставленность, безразличие – особенно сейчас – ощущает это повсюду. Людям не за что удержаться. Прямо по пословице: «утопающий хватается за собственные волосы», то есть утопающий ищет, за что бы ухватиться, как бы спастись. Корабль тонет, а кто-то, желая спастись, хочет ухватиться за мачту. Он не думает о том, что мачта пойдет ко дну вместе с кораблем. Он хватается за мачту и тонет еще быстрее. Я хочу сказать, что люди ищут, обо что бы им опереться, за что ухватиться. И если у них нет веры, чтобы опереться на нее, если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. Доверие Богу – великое дело. Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны, но, в конце концов, победит Христос».

Вот такой очень позитивный взгляд преподобного Паисия Святогорца, взгляд с надеждой на переживаемые нами годы и на то, что будет впереди.

Преподобный Паисий Святогорец

«Вот увидите, с каким уважением люди будут относиться к Церкви – лишь бы мы, христиане, жили правильно. Люди поймут, что иначе ничего хорошего не выйдет. Политики уже поняли, что если кто-то и может помочь людям в мире, который превратился в сумасшедший дом, то это люди Церкви. Да, не удивляйтесь! Наши политические деятели признали свое бессилие, подняли руки вверх. Ко мне в каливу пришли как-то несколько политиков и сказали: «Монахи должны идти в мир на проповедь, просвещать людей. Иного выхода нет». Какие нелегкие годы!.. Если бы вы только знали, до чего мы дошли, и что нас ждет впереди!..»

Напомним, дорогие братья и сестры, что все эти беседы преподобного Паисия как раз были произнесены в самом конце 80-х – начале 90-х годов, когда все вот эти нестроения в мире только начинались.

«Святой Арсений Каппадокийский читал двадцать восьмой псалом о тех, кто терпит опасность в море. А я, читая его, говорю: «Боже мой, ведь уже и суша – то есть весь мир – стала опаснее моря! Люди духовно тонут в миру». Когда ко мне приходят люди, разуверившиеся в жизни, я читаю им 93 и 36 псалмы».

Обратите внимание, дорогие братья и сестры, на слова 93 псалма. Есть такая традиция псалмы Давидовы разделить в тематическом смысле, как их разделил преподобный Паисий, и читать их по необходимости, когда какая-то нужда. И вот как раз, когда люди разуверились в жизни, когда у них отчаяние и тревога, нужно читать 93 и 36 псалмы.

«Бо́г отмще́ний Госпо́дь, Бо́г отмще́ний, не обину́лся есть. Вознеси́ся, судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым… Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша… И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище и Бо́г мо́й в по́мощь упова́ния моего́…»

«Эти священные слова весьма утешают душу. Если бы несчастные бросили хоть один взгляд на Небо, то многое бы изменилось. Но сегодня люди о Боге не думают. Поэтому старание помочь им духовно не находит в самих людях отдачи, ты не можешь прийти с ними к взаимопониманию».

Неоднократно и в других местах преподобный Паисий возвращается к вот этой теме, что желание помочь духовно людям не находит у людей понимания. Почему? Потому что нет общего знаменателя, невозможно мостик к душе построить. Люди не уповают на Бога, даже взгляд на небо не поднимают. Преподобный Паисий говорил: «Что такое одержимость? Одержимость – это когда ты не можешь прийти с человеком к взаимопониманию. Ты предлагаешь ему духовные средства его проблем, как духовных, так и физических, но он тебя не понимает».

«Я постоянно прошу Бога явить миру добропорядочных людей, христиан, чтобы они помогали остальным. Пусть даст Бог таким добропорядочным христианам многая лета жизни. Давайте молиться о том, чтобы Бог просветил мир и появились другие люди – не такие, как те, кто сегодня разрушает мир, а новые, чистые. Будем просить Бога, чтобы появились новые Маккавеи. Молодым может не хватать опыта, но в них нет лжи и лукавства.
Давайте просить Бога, чтобы Он просвещал не только тех, кто принадлежит к Церкви, но и тех, кто находится у власти, чтобы они имели страх Божий и были способны сказать какое-нибудь просвещенное слово. Власть предержащие одним лишь просвещенным словом могут в два счета изменить положение дел в мире. А одним бестолковым словом они могут разложить целое государство. Доброе решение – благодеяние миру, а дурное решение – катастрофа для него. Беда людей не только в их материальных нуждах, не только в том, что им нечего есть и они терпят лишения. Их духовная беда намного страшнее.
Молитва очень поможет тому, чтобы Христос дал людям немного света. Когда Бог просвещает некоторых людей, то само зло потихонечку падает в цене, не находит себе спроса. Потому что зло не Бог разрушает, нет – оно разрушает само себя. Придет время и все встанет на свои места. Я вижу, что многие из тех, кто занимает какое-то высокое положение, понимают, что происходит, им больно, и они сражаются со злом. Все это доставляет мне особую радость».

Вот так рассуждает преподобный Паисий Святогорец о всевозможных современных «безопасностях» и на самом деле о беззащитности людей. Он обращает внимание, что необходима молитва, и призывает молиться о том, чтобы Бог просветил людей, чтобы появились новые люди, которые способны к созиданию, к укреплению и к тому, чтобы вести других к Богу. Давайте и мы об этом задумаемся, дорогие братья и сестры. Будьте здравы и Богом хранимы.

Безопасность и беззащитность

Тревога в духовной жизни

На главную страницу сайта - Семья и Вера