Откуда взялось зло

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Откуда взялось зло, если Бог создал все «хорошо весьма», «добро зело». Ведь еще до сотворения человека часть ангелов отпало от Бога по причине зависти. Если Бог сотворил ангелов для того, чтобы они славили Бога, напитывались светом Господним и служили Ему, то откуда часть ангелов узнала о зависти и зле?

Откуда взялось зло?

Как же так, если Бог благ и все сотворил «добро зело», то откуда взялось зло? Мало того «взялось», но еще оно торжествует. И некоторые так и констатируют, что сама жизнь – это  торжество греха и смерти. Откуда же взялось зло? Не Бог же его сотворил?

Действительно, интересные слова после шестого дня творения, о котором тоже Бог сказал, что все «добро зело». И вдруг сказав «хорошо», тут же замечает «не хорошо». Что не хорошо? «Не хорошо быть человеку одному», ибо весь остальной сотворенный мир был подчиненным, несоразмерным с величием личности первозданного человека.

Самое главное, что нам нужно понимать о происхождении зла, это то, что оно непременно есть употребление вопреки воле Божьей свободы, которую Господь даровал творениям своим, ангелам и людям, ради вечного соблаженства с Собою, ведь мы для этого созданы. Мы сотворены в таком удивительном совершенстве, что являемся носителями той свободной воли, которая присуща единому Божеству. Для чего нужна эта свобода? Для того чтобы в вечности мы были сочетаемы с Божеством. Ибо слишком несоразмерны были бы творение и Творец для будущего вечного единства, если бы мы в подобии Творцу не имели бы свободной воли.

А вот уже с этой точки начинается возможность злоупотребления ею. Почему злоупотребили ангелы, почему Адам злоупотребил, почему мы злоупотребляем? Каждый может спросить себя наедине с собственной совестью. «А тебе что мешает, зная волю Божию, исполнять ее беспреткновенно?» Скажешь: «Окружающие трудности»? Но слукавишь, зная, что совершенная решимость исполнить волю Божью непременно сопровождается исполнением ее во всей той точности, с которой эта воля открыта нам Господом нашим и Спасителем. Там, где есть свобода, есть и возможность злоупотребления ею.

Так отпали ангелы, и это не было неизбежным, иначе все пали бы. Так отпал и человек. Мог бы и не падать, но оказался уловлен лукавством падшего духа, доверчивостью Евы, а может быть надмением ее, когда она была вовлечена в диалог с падшим духом, который вверил ей некоторые полномочия наставничества. «А точно ли Господь запретил вам от всех деревьев вкушать?» И тут подключается ее самость. Ее свобода употребляется на некоторое наставничество. Не зря говорит апостол: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».

Ева и змий

И вот она, втянувшись в разговор с незнакомцем, с духом, которого не сумела разоблачить, тот час заинтересована обещанием падшего духа без предварительного труда и ожидания достичь того вожделенного обожения, которое является целью человеческого бытия. Только дьявол предлагает путь окольный, оккультный: «Вкусите и станете как Боги».

Ева стала проводником зла, повреждения человеческой природы. Ей с некоторой неизвинительной доверительностью последовал Адам. И вот грех вошел в мир, человеческая природа повредилась. Добровольно, а не невольно. Бог все сделал для того, чтобы человек не пал. Но такова была свобода, таков был выбор первозданного человека. И вместе с повреждением, вошедшим в природу человека, и сам мир приобретает тленность и ожидает откровения сынов Божьих, того преображения человеческого естества, которое стало возможным только благодаря Боговоплощению и тому спасительному служению, которое исполнил для нас Господь наш Иисус Христос.

Откуда взялось зло?

Нарастает ли зло в мире?

На главную страницу сайта - Семья и Вера