Почему евангелист Матфей по-разному именуется

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы прочитаем четырнадцатый стих второй главы Евангелия от Марка, и, отталкиваясь от этого текста, мы зададимся вопросом: почему евангелист Матфей по-разному именуется? Сам он себя чаще называет мытарем, а вот Марк называет его Левий Алфеев, или другие – Левий Матфей. Левий Алфеев – это значит сын Алфеева из рода Левия.

Почему евангелист Матфей по-разному именуется?

Прочитаем сам этот стих. «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним». Сам Матфей никогда не говорит о себе так торжественно – Левий Алфеев. Но почему это говорит Христос? Чтобы дать шанс этому опустившемуся человеку, который стал предателем собственного народа, сидевшим у сбора пошлин. То есть: «Левий, вспомни из какого ты рода. Ты из колена Левина, Моисей из колена Левина, Аарон из колена Левина. Из этого священнического колена». Также Христос напоминает ему имя его отца – Алфеева. В этом сидящем коллаборационисте Он увидел и левита, и потомка праведного человека. Он увидел в разнузданно сидящем, опустившемся человеке священника, потомка благочестивого человека. «И говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним».

А вы знаете, дорогие братья и сестры, что все крещеные православные люди – это царственное священство, народ святой, особый, взятый в удел Божий. Да, у нас есть сугубое священство, но фактом таинства крещения и миропомазания мы все – царственное священство. Вот о чем надо напоминать человеку, когда ты хочешь найти для него слова исправления. Как учит преподобный авва Дорофей: «И не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для него слов исправления».

Каждый из нас может вспомнить в своей жизни какой-то светлый и радостный период, какой-то момент, какое-то воспоминание, которое как некий маяк зафиксировано в нашей памяти и светит, может быть, из глубин нашего детства, нашей юности. Когда мы осознанно причащались или впервые прочитали Новый Завет.

Священное Писание не позволяет называть кого-то грязным. Ною, строителю ковчега было сказано: «И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле». Но по правилам еврейского языка противоположность слова «чистый» – это слово «грязный». Но Бог так не разговаривает. Бог говорит «из скотов чистых и из скотов нечистых». Мы здесь не видим слова «грязный». Они просто еще не очистились, они замараны, они нечисты, но их природа остается светлой.

Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» настаивает на том, что даже природа бесов и дьявола остается чистой, иначе бы вина падала на Создателя природы, то есть на Бога. Нечисто их произволение. Поэтому никого не почитай грязным, никого не почитай безусловно испачканным, грехом изуродованным, конченым человеком. Как сказано в послании апостола Павла: «Христос умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника». Если ты видишь, что брат твой в нечистоте, помоги ему.

Христос увидел душу этого мытаря. Мытарь в те времена – это позорное слово. По правилам поведения нельзя было очень близко подходить к мытарям, чтобы не оскверниться. Только отдать подати, потом побежать к микве, совершить омовение, очиститься. А Христос увидел в нем нечто такое, что давно уже не видел в нем никто. И этот мытарь стал дверью в мир Нового Завета, ибо именно через Евангелие от Матфея, этого благовестника Иисуса Христа, мы входим в мир Нового Завета. Не будем удивляться, что сам о себе Матфей говорил всегда плохо. Но другие евангелисты, когда говорят о нем, говорят иначе.

Левий Матфей

Постараемся для каждого человека найти доброе слово. Как говорил преподобный Макарий Великий: «Злое слово делает доброго человека злым, равно как и доброе слово делает злого человека добрым». Будем помнить об этом наставлении. Как сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Очистим мир словесами веры и благодати, ибо для чистого все чисто, а для нечистого и оскверненного все нечисто и осквернено.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Апостол Матфей 

На главную страницу сайта - Семья и Вера