Притча о неразумном богаче

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы читаем очередное воскресное Евангелие. Это притча о неразумном богаче.

Притча о неразумном богаче

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Итак, мы видим человека, который, как ему могло показаться, обеспечил свою жизнь на многие и многие годы безбедного существования. И в наше время есть много людей, которые очень большое значение придают богатству, тем материальным благам, которые оказываются в их руках, не всегда понимая, что богатство в каждом случае означает некое поручение от Бога. И человек в этой жизни ничего не должен почитать и называть своим. Но этот неразумный богач, построив житницу, построив большие склады для запаса того, что он собрал, облегченно вздохнул, что как бы и не надо ни о чем заботиться.

Давайте посмотрим, что пишет первоверховный апостол Павел в первом послании к Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения». То есть, человек даже при огромном богатстве должен, прежде всего, уповать на Бога, Который все содержит в Своей власти, ибо все подчинено Его воле.

И далее апостол Павел дает наставление богатым: «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны». Действительно, если человек воспринимает богатство, как некое поручение от Бога, он старается жить соответствующим образом и начинает богатеть добрыми делами, то есть милостынею.

И апостол Павел продолжает: «Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». Как и Христос говорит, что нам нужно собирать сокровище именно на небесах, где воры не подкапывают и не крадут, и где моль и ржа не разъедает.

Давайте посмотрим, что пишет святитель Иоанн Златоуст о богатстве. «Подлинно, – как уже часто говорил я и не перестану говорить, – нет ничего столь ненадежного, как богатство: это – беглец неблагодарный, раб неверный; наложи на него тысячу цепей, – он уйдет и с цепями. Владельцы часто запирали его замками, затворяли дверями и приставляли к нему стражу из рабов; но оно, обольстив самых рабов, убегало вместе со своими стражами, увлекая их с собой, как цепь, и таким образом самая стража ни к чему не служила. Что же может быть ненадежнее богатства?»

И действительно то, что человек собирает, может быть, с невероятными усилиями и многими трудами, обеспечивая для себя блага на многие годы, могут расхитить в очень короткое время совсем другие люди, о которых он не думал в этот момент.

И вот этот неразумный богач решил, что теперь он может быть спокоен, собеседует со своей душой: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но знает ли он, есть у него эти годы или нет? «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Скупой богач

Давайте посмотрим, что пишет Иаков, брат Господень: «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». А этот человек думает, что у него есть на многие годы, но он не знает, есть ли у него завтрашний день. И апостол Иаков также дает нам наставления: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль». Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло». И великое тщеславие проявляет богач, когда говорит своей душе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Жизнь каждого человека – это действительно пар, который является на малое время, а потом исчезает.

Блаженный Августин пишет: «Стало быть, то, что на время этому человеку вернули телесное здоровье, означает, что этому пару дали некоторую отсрочку. Итак, не следует считать это чем-то значительным: человеческое здоровье ничтожно».

Древнехристианский экзегет Экумений пишет: «Иаков показывает суетность и ничтожность нашей жизни и пристыжает нас, что ради этого мы проводим все время нашей жизни, и весь наш труд оканчивается повседневными бедами и исчезновением из бытия. Стоит ли ради этих богатств проводить все свое время?» Действительно, как сказано в Слове Божием, что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит или какой выкуп он даст за душу свою?

Будем стараться богатеть в Боге

И оканчивая эту притчу, Христос говорит: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Итак, дорогие братья и сестры, будем стараться богатеть в Боге. Богатеть в Боге – это значит богатеть добрыми делами. И если у нас есть какой-то достаток, мы должны воспринимать все это, как поручение от Бога и богатеть добрыми делами, ибо все, что мы даем другим людям, рано или поздно вернется к нам на небесах особыми Божьими благословениями.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Помни о конце твоем 

На главную страницу сайта - Семья и Вера