Попасть в ад. Что это значит

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Есть такое широко распространенное выражение – «попасть в ад». Само по себе это выражение с богословской точки зрения несколько некорректно. Ни в рай, ни в ад невозможно просто случайно попасть. Современные люди нередко думают: «А что я плохого делаю? Я живу, как все. Может быть, у меня есть какие-то недостатки». Допустим, блуд, прелюбодеяние, супружеские измены человек не считает грехом. Он считает, что это отношения. Даже само слово «блуд» заменено на слово «отношения». «Вот у меня с женой отношения не сложились, а с другой женщиной складываются». И смертный грех лишает душу благодати Божией. В Священном Писании ясно и недвусмысленно сказано: «Ни блудники, ни прелюбодеи Царствие Божие не наследуют». Человек об этом не знает. Он считает, что у него просто отношения. Воровать человек считает в порядке вещей. Почему? Потому что он считает, что все воруют. И так далее.

«Попасть в ад». Что это значит?

И вот когда такому человеку сказать, что ведя такой образ жизни, ты после смерти можешь попасть в ад, человек возмущен: «А за что я попаду в ад?» И что это вообще за выражение: «Попасть в ад». Что это значит? Сразу хочется обратить ваше внимание еще на одно некоторое недоразумение. К сожалению, вы его можете услышать и из уст некоторых священников, и от этого путаница только увеличивается. Некоторые батюшки могут сказать так: «Ад – это не место, а это лишь состояние». И путаница здесь в том, что на самом деле с точки зрения Священного Писания ад – это и состояние души во время земной жизни, когда бессмертная душа находится в теле и накапливает в себе это состояние, и ад – это еще и место во вселенной, куда попадает душа. Бессмертная душа, расставшись с телом, если она это состояние в себе накопила, если человек не принес плодов покаяния, то в состоянии ада эта бессмертная душа попадает в место, куда как раз попадают такие души. «Место, уготованное диаволу и ангелам его», – как ясно и недвусмысленно говорит нам Слово Божие. Поэтому ад – это и место, и состояние.

Что же такое ад и можно ли туда попасть случайно? Смотрите, как говорит преподобный Паисий Святогорец: «Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние». То есть, вот это внутреннее демоническое состояние, состояние смятения, гордыни, противления, ропота. Кому из нас, дорогие братья и сестры, не известно это состояние? Кто из нас его не испытал или не наблюдал? Ведь есть же люди, которые готовы роптать по любому поводу? Любой даже добрый, справедливый, достойный уважения поступок они готовы все равно оценить с негативной точки зрения. Разве это не демоническое состояние, разве это не состояние ада внутри?

Ад

«И напротив: мирен тот, кто живет с Богом, устремляет свой ум в божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живет в земном раю». То есть, Царствие Божие есть внутри вас. Об этом говорит Господь. Царствие Божие – это внутреннее состояние мира и радости, оно уже внутри начинается. Равно как и адская мука начинается внутри уже во время земной жизни.

«Такой человек живет в земном раю. У него имеется что-то ощутимо иное, чем у того, кто живет без Бога. И окружающим это тоже заметно. Вот это и есть Божественная Благодать, которая выдает человека, даже если он стремится остаться в неизвестности». Человек, который постепенно внутри себя стяжает Царствие Божие, даже если он старается скромно жить, его благодать Божия выдает. И напротив, человек, который накапливает в себе ад, он внутренне мучается, и вот это состояние после расставания бессмертной души с телом переносит в иное состояние бытия.

«Рай – это то же самое, что добро, адская мука – то же самое, что зло. Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех, страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. И насколько в этой жизни мы удаляемся от Бога, настолько мы удаляемся от радости и от вечной жизни. Только близ Бога человек находит радость – настоящую, вечную. Живя вдали от Сладкого Иисуса, мы пьем горькую чашу», говорит преподобный Паисий Святогорец.

И о том, что же такое вечная мука, что такое ад после разлучения души с телом, преподобный Паисий говорит следующее: «Совесть – это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести – это самый страшный и самый мучительный для человека червь. Те, кто находятся в аду, будут вечно мучиться, потому что их будет терзать мысль о том, что они потеряли райские блага за те недолгие годы, которые прожили на земле, хотя и эти земные годы были полны угрызениями совести и внутренним удушьем».

Обратите внимание, ад – это уже мука совести, это уже то состояние, которое ты в себе накопил, удалившись от Бога. Нарушая заповеди Божии и попирая голос своей совести, ты сам в себе ад накапливаешь. «Кроме этого, страсти людей, находящихся в адской муке, не будут находить себе удовлетворения, и это будет для них еще одним мучением».

Подводя итог, дорогие братья и сестры, к этой очень важной и очень глубокой богословско-философской теме, главный вывод какой? Ад – это не только состояние души, но и место, куда попадают те души людей, которые во время земной жизни удалялись от Бога, попирали голос совести, богатели только грехами, накопили в земной жизни адское состояние. И если они не покаялись, не вернулись к Богу, то эти души попадают в это состояние ада.

Да избавит всех нас Господь от попадания в ад и от адского состояния в земной жизни!

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Могут ли праведники помочь тем, кто попал в ад? 

На главную страницу сайта - Семья и Вера