Крещение Господне

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляем с праздником Крещения Господня, Богоявления! Крещение Господне непосредственно связано и продолжает рождественский цикл. Рождество Христово, Сретение и Богоявление представляют собой неразрывную цепочку, связанную с рождением, вхождением в мир Господа Иисуса Христа.

Крещение Господне

Два праздника, Рождества и Сретения, относятся к первым дням жизни господа. Богоявление относится уже к событию, произошедшему через тридцать лет, но в то же время непосредственно связанному и с Рождеством, и со Сретением. Праздник Крещения Господня, Богоявление – это день, с которого начинается общественное служение Господа, Его миссия, путь, который Он открывает, и который завершится Голгофой, Воскресением и Вознесением на Небеса.

Праздник Крещения, который мы отмечаем 19 января, является днем Богоявления. Бог являет и открывает Себя. У праздника много названий, и Крещение – это традиционно русское название события. По-гречески чаще всего мы можем называть праздник, как Теофания или Епифания, что в переводе означает «просвещение». Действительно, Бог просвещает Собою весь мир. Слова «свет», «просвещение», «явление» являются главными для этого праздника во всех песнопениях.

Замечательно говорит святитель Григорий Богослов: «Приходит Иисус, освящающий, может быть, самого Крестителя, несомненнее же всего ветхого Адама. Восходит Иисус от воды, ибо возносит с Собою весь мир, и видит разводящиеся Небеса – Небеса, которые Адам для себя и для потомков своих заключил так же, как и рай».

Действительно, в празднике Крещения Господня мы видим вот это удивительное событие явления, открытия Бога-Троицы. Когда Христос-Человек склоняется перед Иоанном, а Иоанн не хочет Его крестить, говоря, что недостоин даже повязать его сандалии, что он должен быть крещен от Христа, а не быть Крестителем Спасителя мира. А Господь ему отвечает: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Вот в тот момент, когда Христос входит в воды Иордана, изменяется мир. «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», – так поем мы в празднике. Действительно, изменяет свое течение Иордан. На иконе Крещения мы видим духов речных, которые в изумлении смотрят на своего Творца-Создателя, могущественного Бога, ставшего простым Человеком. Тварь в непостижимости ликует и трепещет.

Мы видим, что Сам Господь являет Себя в этот мир. Он глашает с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Дух Святой в виде белоснежного голубя сходит на Сына. Сын же крестится в водах Иордана.

Крещение ради нашего спасения

Итак, это новозаветная Теофания, это новозаветное Богоявление утверждает Иоанна Крестителя и тех, кто присутствовал, слышал и видел непостижимое, что Христос есть истинный Бог, Бог, ставший Человеком. И возникает вопрос: зачем Христос крестится, во имя чего, к чему это событие? Иоанново крещение есть крещение покаяния, Иоанново крещение есть крещение во оставление грехов. Но Христос безгрешен, Христос свят, Христос – Творец мира и Спаситель его. Он во всем подобен нам, кроме греха. Но почему же тогда Он крестится во оставление грехов? И это вопрос, на который есть ответ однозначный – ради нашего спасения.

Образ Крещения Господня в храме

Господь – Путеводитель, Педагог, Который ведет нас по пути спасения. Он милостиво и заботливо показывает каждому человеку все шаги его жизни, от рождения до последнего Суда, какие надлежит ему сделать, чтобы спастись. Без крещения невозможно спасение. Потому мы в празднике Крещения понимаем всю необходимость, всю важность этого действия для человека, если Сам Божественный Человек Христос совершает это действие.

В празднике Крещения мы видим величайшее смирение Иоанна, который в трепете и любви, в ликовании и благодарности исповедует свою веру во Христа, Богочеловека, с Которым нам надлежит спастись. В этом празднике мы обретаем, братья и сестры, смысл того света, которым осиян отныне весь христианский род. Весь мир, вся тварь преображена во Христе. Это свидетельство высочайшей любви и доверия к нам. Бог начинает Свое шествие по миру, как Человек, уча, чудотворя, спасая. Мы с вами в празднике Крещения обретаем тот первый указатель, тот важнейший духовно обоснованный шаг, через который мы приобщаемся к Божией благодати, входим в Церковь, рождаемся от Духа Святого.

И та святыня воды, без которой невозможно, конечно же, ни одно празднование Крещения, является напоминанием о той бегущей прочь струе Иордана, потрясенной, изменившейся, восторженно свидетельствовавшей, что и она отныне освящена, что и эта стихия теперь несет в себе Божественную благодать, что ею обновляется и умывается человеческое естество. Мир становится вместилищем Бога. Творение теперь не отделено от Творца. Творец вновь его благодетельствует, вновь наполняет его Своей силой и святостью.

Потому дай Бог нам с вами в празднике Крещения Господня обрести этот мир единения с природой и единения с Богом, Который явил Себя. Мы прославляем Христа, Который явился днесь вселенной, и свет Его теперь знаменуется на каждом из нас, кто в разуме воспевает Его. Пришел и явился к нам Свет непреступный.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Праздник воды и света

На Крещенскую рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера