Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня день, в который мы с вами торжественно отмечаем праздник Сретение Господне. Слово «Сретение» по-церковнославянски означает «встреча». И в данном случае мы вспоминаем о встрече двух заветов, двух эпох – Завета Ветхого и Завета Нового.
Сретение Господне
Если мы возьмем и почитаем праздничное Евангелие, описывающее это священное событие, то оно расскажет нам об этом действии, произошедшем больше 2000 лет назад в Иерусалимском храме. Это вторая глава Евангелия от Луки. Оно повествует нам об этом, изначально не совсем понятном событии священной истории. О том, как ветхозаветный старец Симеон принял на свои руки совсем еще маленького Богомладенца Иисуса Христа. По Моисееву закону на 40-й день после рождения любого младенца мужского пола нужно было принести его в Иерусалимский храм для посвящения Богу, что и было сделано святым семейством.
Там-то в храме, еще совсем маленького Иисуса Христа и встретил старец Симеон, которого наша традиция называет Богоприимцем. Жил он в Иерусалиме, и о нем есть одно очень интересное и древнее предание, которое для полноты картины стоит рассказать.
Праведный Симеон Богоприимец
При царе Птолемее II Филадельфе в III веке до Рождества Христова для знаменитой Александрийской библиотеки была осуществлена такая идея перевода книг Священного Писания с древнееврейского на древнегреческий язык. И вот для этого очень важного дела было избрано 72 толковника – образованных, искусных переводчика, которым и поручено было выполнить такую большую и ответственную работу. По преданию одним из этих толковников и был будущий старец Симеон, которому досталась для перевода книга пророка Исайи.
Читая пророчество Исайи о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил», он усомнился и хотел перевести это место, не как Дева, а как молодая Женщина. Но ангел Господень остановил его и сказал: «Нет, именно Дева во чреве приимет, и ты убедишься в этом сам. Не увидишь смерти до тех пор, пока не узришь исполнения этого пророчества, в котором ты усомнился».
И вот теперь уже из этого контекста нам становится более понятна та проникновенная речь, сказанная Симеоном, взявшим на руки Христа-Младенца, поднявшего Его над собою и благословившего. Это песнь, которую мы с вами теперь поем на всенощном бдении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Евангелие говорит, что Мария и Иосиф дивились сказанному о Нем. Благословил их Симеон и сказал: «Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Его Матери он предсказывает страдания, которые Ей придется понести, наблюдая казнь Ее Божественного Сына. Вот такой исторический контекст этого двунадесятого праздника.
Двунадесятый праздник Сретения Господня
Этот праздник наполовину Господский, наполовину Богородичный. Слово «двунадесятый» означает то, что он входит в двенадцать самых больших и почитаемых в нашем Богослужебном уставе. Еще его название напоминает нам с вами о встрече души человека с Богом, ведь это и есть основной смысл нашей жизни. Должа состояться встреча каждого из нас с Богом, и для этого нам эта жизнь и дается.
Каждый православный праздник имеет свои особенности и традиции празднования. В этот день все церковные облачения обычно голубого цвета – цвета небесной чистоты и Пресвятой Богородицы. Еще в храмах существует связанная с этим праздником традиция освящать на молебне после Литургии церковные свечи. Потом верующие несут их домой, возжигают при чтении вечерних и утренних молитв.