Притча о мытаре и фарисее

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Начались подготовительные недели Великого поста. Первая седмица связана с притчей о мытаре и фарисее.  Вспомним этот евангельский рассказ, и вместе с тем подготовим свою душу с предстоящему Великому посту.

Притча о мытаре и фарисее

Текст притчи о мытаре и фарисее очень известен. В нем говорится о фарисее, который молился в храме словами: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю”. А мытарь, стоя вдали и не смея поднять глаз, говорил: “Боже! будь милостив ко мне, грешнику!”

Глубже понять смысл этого рассказа нам помогут знания исторических обстоятельств.  Христос говорит эту притчу, обращаясь к иудейским лидерам, старейшинам. Фарисеи называли себя чистыми. Но, в то же время они были разные. Кто-то среди них был действительно хорошим и благочестивым, но были заносчивые и горделивые, которым присуще было чувство превосходства над другими людьми. Христос адресует свой рассказ ко второй части фарисеев, как критика заносчивого и горделивого фарисейства.

Притча о мытаре и фарисее довольно провокационная, ведь противопоставлять действительно живущего правильно, по всем законам человека, с мытарем, который обдирает  еврейское население в пользу римской казны, для любого нормального еврея казалось просто невозможным.

Фарисей и мытарь

Фарисей, который описан в притче, в общем-то неплохой, ведь живет по всем законам и правилам. Но главная и самая большая ошибка его заключается в вере в то, что все его религиозные, благотворительные функции даруют спасение в очах Божиих, приобщают его к Богу. Тогда как по мысли Христовой мы можем быть приобщены к Богу только когда ощутим, почувствуем свою нищету духа. Наши ли какие-то заслуги делают нас праведными или наше желание стать лучше, желание измениться?

В притче говорится, как два человека во внебогослужебное время взошли в храм помолиться, один фарисей, другой мытарь. Фарисеи посвящали свою жизнь изучению закона Моисея, буквально исполняли его, делали все, чтобы тщательно его исполнить, соблюсти все наималейшие обряды. Эти люди пытались достичь абсолютной праведности в очах Божиих.  А мытарь находится совершенно на другом конце этой еврейской градации праведности. Мытари были презираемы евреями, ни один иудей под кров мытаря бы не взошел. Ведь они нанялись на службу к римским властям, чтобы собирать с иудеев в пользу Рима. Несмотря на то, что в глазах окружающих мытари были подлецами и мерзавцами законченными, Христос же видел, что и у этих людей есть прекрасная душа, которая тянется к чему-то высшему, ищет чего-то высшего. Христос, конечно же, не поощряет деятельность мытарей. Но и они могут спастись.

Мытарь и фарисей

Молитва фарисея и молитва мытаря

Молитва фарисея может обескуражить современного человека. Как вообще можно так молиться? В своей молитве фарисей упоминает мытаря и ставит его в один ряд с мошенниками, прелюбодеями, считает их хуже себя и так далее.

Но чтобы понять фарисея, хорошо бы ознакомиться с обычной иудейской молитвой того времени: “Благодарю Тебя Господь Бог мой, что ты назначил мне удел с сидящими в Бед Га Медраж и не назначил мне удел с сидящими на перекрестках, ибо я встаю рано, и они встают рано. Но я встаю рано ради слов Торы, а они для пустой болтовни. Я тружусь, и они трудятся. Но я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают награду. Я подвизаюсь в беге, и они бегут. Я бегу к жизни будущего мира, а они к бездне, погибели”. Молитва фарисея, которую мы находим в официальном иудейском документе, не очень отличается от той версии, которую приводит Христос. Это настроение было действительно присуще многим фарисеям.

С точки зрения того времени, фарисей очень хороший человек, он исполняет закон с мельчайшей точностью, и даже более. Поэтому его молитва с самомнением и уверенностью, что он перед Бог чист.

Мытарь же не смел воздеть глаз к небу при своей молитве, не смел пройти вперед, а стоял в самой дали. Тогда как фарисей молился с воздетыми глазами и поднятыми вверх руками.

Да, мытари обманщики и негодяи, предатели своего народа. Но в притче показано, что душа этого человека более перспективна к спасению, потому что он эту нищету свою, пустоту осознает, а фарисей не осознает. Мытарь может меняться, ему есть куда расти, хотя он вполне нехороший человек. Фарисей же замкнулся, закончил в своем развитии.

Мытарь стоит вдали, опустив голову и ударяя себя в грудь молится. А ударяли себя в грудь только женщины. Мужчины-иудеи же такого не делали. Это знак женского покаяния. Мытарь настолько смирился, ему настолько всё равно, что он бьет себя в грудь и говорит: “Боже, милостив буди мне грешному”.

Притча о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь

На главную страницу сайта - Семья и Вера