Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Натура чувствительная, тонкая… Эти слова в наш век гуманизма считаются похвалой, показывающей развитость души. Но так ли это на самом деле и о какой чувствительности зачастую идёт речь?
Ложная чувствительность
Современному человеку, выросшему под влиянием культуры потребления, очень сложно не то что принять, но и понять тот факт, что человек по природе становится человеком по духу только тогда, когда умеет жертвовать собой ради других. А христианином тем более невозможно стать, если мы не научимся служить ближнему и жить не ради собственного эго, а ради своих окружающих.
Жизнь вокруг себя, в удовлетворении своих потребностей и желаний постепенно приводит человека в тупик, в уныние, в безысходность. Потому что рано или поздно душа почувствует, что не в этом заключался смысл жизни.
Нередко такое эгоцентричная жизнь прикрывается вполне себе приличным и даже похвальным качеством как чувствительность. Чувствительность и тонкость души, как правило, принимают за очень высокие, особенные качества души. Но, к сожалению, как это часто бывает мы, люди, оказываемся в ловушке лукавого. Очень часто люди тонкие, чувствительные такими являются исключительно по отношению к собственной персоне, к своим личным интересам. Вся эта тонкость и чувствительность направлена на себя самого − как на меня посмотрели, оценили, поняли или нет… И дискомфорт в душе наступает от того, что упал в глазах других, и его уже не считают таким прекрасным. А это всё наш любимый друг − гордыня и иже с ним: человекоугодие, желание всем нравится, получать похвалу и достигать ради неё. И весь этот процесс происходит под маской чувствительности и тонкости души.
Зацикленность на себе
Чувствительность действительно оправдана и действительно является добродетелью, если человек искренне переживает, что ранил другого. Когда чувствительность направлена вовне, а вовнутрь, тогда действительно принесёт много плодов. Человек тонко замечает свои действия и слова, чтобы не навредить своему ближнему. Это очень сложно, потому что всем нам не хочется видеть боль другого человека. Проще зациклиться на себе самом, а другого обязательно обвинить, что такую ранимую душу не слышат.
Наша падшая природа всё время нас тянет в пучину зациклинности, что есть безумие и всегда ведёт к безумию. Как сладостно любить исключительно себя, свою боль, своё “я” и даже свою реакцию на события…Страшно, насколько мы можем углубиться в себя, не подозревая, что катимся в бездну гордыни и себялюбия.
Но чтобы остановить это падения, никогда не поздно очнуться и беспристрастно, честно проанализировать себя. Возможно, это и есть та настоящая “любовь к себе”.
Часто нас захлёстывает чувство уныния, что и есть та же самая зацикленность на собственных чувствах. Нет радости, даже желания жить, трудиться. Но апостол Павел пишет: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. То есть если все наши усилия, работа над собой в итоге приводят к унынию, то это значит, не в том направлении мы двигались. Плодом всех наших духовных стараний должно быть то, о чем говорит святой апостол.
Современная психология, главным идейным вдохновителем которой в основном является дьявол, приучает к мышлению “я так чувствую, и всё”, учит верить своим ощущениям, чувствам, не сдерживать свои эмоции. Но когда вот так вот несёт и хочется выговорить детям, супруге или супругу, близким родственникам, то важно просто физически закрыть рот. Ведь близкие даже не подозревают, что у нас в голове в принципе творится.
Христианская чувствительность
Христианин должен фокусироваться не на чувствах, не на том, как на него реагируют другие, а на делании любви, на реальных действиях, конкретных поступках, и с молитвой в сердце. Когда больно самому от чужой боли, когда есть способность сопереживать до слез, до самопожертвования. При этом не иметь об этом ни капли гордости, а всё вменять милости Божией. Без Бога мы ничто, хотя человечеству гуманистического века это очень тяжело осознать.
Нам всем нужно учиться не любить себя, а знать себя, честно признать − Бог отступит за моё осуждение, несдержанность и неизбежно последует весьма фееричное падение.
Дай Бог, всем нам сил на этом пути познания. Чаще читать Евангелие и святых отцов нашей Церкви.