Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
– Как справиться с чревоугодием?
Священник Стахий Колотвин: Казалось бы, страсть чревоугодия не такая уж и важная, потому что мы же люди такие духовные, молитвенные, делаем добрые дела. Поэтому для добрых дел почему бы хорошенько не подкрепиться?
Действительно, по сравнению с гордостью, с ненавистью чревоугодие вроде как безобидное. Да и в принципе, человек хорошо поел, подобрее стал. Но надо понимать, что не важно, дьявол проломал ворота в штурме нашей души или тихонечко сделал подкоп и залез. Точно так же и чревоугодие – оно все-таки опасно. Потому что мы берем и угождаем своему телу, забывая об интересах души. Чревоугодие может привести и к каким-то проблемам для тела.
Как справиться с чревоугодием?
Я бы вспомнил послание апостола Павла к коринфянам: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое». Это показывает, что мы все-таки живем, чтобы приблизиться к Царствию Небесному. В другом месте апостол Павел говорит, что пища нас не приближает и не удаляет от Бога. Действительно, пища нас не оскверняет. Но мы потратили время совсем не туда.
Кроме того, очень показательны те примеры, которые используют пророки в Ветхом Завете – образ отучневшего Израиля. Ветхозаветный богоизбранный народ отучнел, расслабился и он из-за этого не может творить волю Божию.
Мы и по себе замечаем, что когда мы уже наелись, то совсем не до молитвы. Только бы лечь полежать, уже ничего не охота. И вроде бы ты благодушный, и вроде бы ты и зла никому не делаешь, но добра-то тоже не делаешь никому. Надо помнить, что христианство – это не борьба с грехами. Христианство – это возрастание любви. Вера без дел мертва. Нам нужны дела любви для спасения нашей души, для нашего счастья.
Тут мы как раз еще должны вспомнить притчу о безумном богаче, где он получил большой урожай и говорит: «Ешь душа, пей, веселись». Обращается не к телу, обращается к душе. Чем заканчивается эта притча? Господь говорит: «Безумец, ночью этой душу твою отниму от тебя».
Поэтому, когда мы с подсказки лукавого говорим себе, что чревоугодие не так страшно и на душе оно не сказывается, то это не так. Чревоугодие может не сказываться на душе только тогда, когда душа и тело полностью разделены. А когда душа и тело полностью разделены? В момент физической смерти. И собственно это и происходит с безумным богачом. Господь разлучает тело и душу.
Поэтому действительно, чревоугодие – не самый страшный грех. Но это плодородная почва, на которой куда легче вырасти греху, чем добродетели. Можем мы пировать? Да, можем. Даже Царство Небесное неоднократно уподобляется брачному пиру. Но чревоугодие – это когда уже мера прервалась. Когда к бочке меда добавляется ложка дегтя, то все это отравляется. Точно так же мы на хорошем аппетите, насыщении становимся добрее, веселее. Но как только мера преисполняется, уже не мед добавляется в бочку, а добавляется тот самый деготь. И на нашем чревоугодии вместо добродетели начинает расти страсть. Поэтому останавливаемся. Пируем, веселимся, но не чревоугодничаем.