Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
В день памяти преподобного Антония, величайшего подвижника, основателя пустынножительства и отца монашества, получившего от Святой Церкви наименование Великий, хотелось освятить тему монашества, как особого, установленного Церковью, рода христианской жизни.
Монашество, как особое состояние христиан, отличающихся от клира по существу своих обетов и от мирян – по образу жизни, занимает важное место и имеет большое значение в составе Вселенской Церкви.
Три обета
Сущность монашеской жизни составляют три обета – обет девства, нестяжательности, или произвольной нищеты, и обет послушания. Чтобы понять важность этих обетов, следует обратиться к учению святого апостола Иоанна Богослова. В Первом соборном послании он пишет: «Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Монашество обетом девства стремится победить похоть плоти, обетом нестяжательности – похоть очей (чтобы не прельщаться миром, который, по апостолу, лежит во зле ), обетом послушания – гордость житейскую.
Обет девства
Подвиги монашеской жизни направлены к тому, чтобы восстановить в падшем человеке искаженную грехом красоту образа Божия, достичь бесстрастия, возвратиться к первоначальной благодатной и блаженной жизни. Способом для этого и служит девство. Истинно девственная жизнь есть жизнь равноангельская. Она не в том только состоит, чтобы воздерживаться от деторождения, но весь образ жизни, сама жизнь и нравы должны быть девственны. «Можно, – говорит святитель Василий Великий, – и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить пределы целомудрия». «Чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу».
Инок, посвятивший себя Богу обетом девства, обязан остерегаться гнева, зависти, памятозлобия или гордости, разговоров не вовремя, лености в молитве, пожелания иметь то, чего еще нет. Ему равно опасно как пребывать в грехе, от которого отрекся, так и предаваться к чему-нибудь из сказанного, ибо все делаемое по страсти вредит душевной чистоте и препятствует божественной жизни. Общим правилом для избравших воздержанную, чистую жизнь должно быть всегдашнее памятование о том, чтобы себя, Божий сосуд, не осквернить никаким страстным употреблением.
Иноку более всего надо воздерживаться от свидания с женщинами и от винопития, потому что вино и женщины развратят разумных.
Монаху также надо охранять сердце свое от лукавых помыслов, прогоняя их силой горячей Иисусовой молитвы и ежедневной (по возможности) исповедью их духовнику, так как плотские помыслы через тело переходят в душу и сквернят ее. Давший Богу обет чистоты не имеет уже права возвратиться к браку, но всеми мерами он должен бороться с природой и с сильными ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты.
Обет нестяжательности
Наряду с девством в монашестве имеет большое значение нестяжательность. Обет нестяжательности простирается не только на внешнее, но и на внутреннее состояние монаха. Он обнимает собою многие вещи. Прежде всего, отрицаемся диавола и плотских страстей, телесного сродства, человеческой дружбы и навыков жизни, противоборствующих точности евангельского спасения. И, что еще необходимее, отрицаемся самих себя и всех пристрастий к миру, которые могут препятствовать цели благочестия. Объятый сильным желанием последовать Христу не может уже обращать внимание ни на что: ни на любовь к родителям, ни на страх человеческий, ни на злобный смех мирских людей.
Монах не должен иметь никакой собственности. «У всех будет общая кладовая, и каждый, что ему нужно, пусть пользуется из общего. И ничто пусть не называется чьей-нибудь собственностью; ни одежда, ни обувь и т. п., чтобы каждая такая вещь служила потребности, а не владеющему ей», – учит святой Василий Великий.
Обет послушания
Обет послушания требует от подвижника решительного отсечения собственной своей воли, добровольного и совершенного подчинения себя во всем воле другого. Прежде всего, монах обязан совершенным послушанием Богу, как своему Творцу и Спасителю, и должен согласно с Его всесвятой волей, которая, по словам апостола, есть благая, угодная и совершенная, устроить свою жизнь и спасение.
Для того и было в раю дерево познания добра и зла, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания. Но так как диавол стал нашим противоборником вследствие падения, до которого доведены мы древле его злобой, то, по Божиему домостроительству, у нас с ним борьба, чтобы преодолеть его послушанием Богу и восторжествовать над противником.
Образ истинного послушания дан нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, Который был послушлив Своему Небесному Отцу даже до крестной смерти. Поэтому, взирая на своего Божественного Учителя, монах должен подражать Ему и сказывать поставленному Богом руководителю монастыря всякую благопокорность и послушание, по написанному: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается».
Послушание есть исполнение всякого дела, какое бы ни было поручено иноку, с отречением от своей воли и своего смышления. В послушании содержится вся жизнь монашеская. Основание и совершенство иноческой жизни есть послушание. Можно смело сказать, что послушливый инок подражает Самому Господу нашему Иисусу Христу. Послушливому поручают, и он не противоречит, дают повеление, и он не извращает его; делают выговор, и он не гневается, ибо он знает, что через эту добродетель легко можно достичь духовного совершенства и спастись.
Молитва
Монах большую часть времени должен уделять молитве, молясь на всяком месте и во всякое время. Если для каждого христианина молитва должна быть главным подвигом, то тем более для инока, который всецело посвятил себя Богу. В ней должны сосредоточиться и совокупиться все его подвиги. Поэтому в монастыре наибольшая часть времени посвящается молитве. Монах ушел из мира, но в то же время он молится за весь мир. И с самого вступления на этот путь жизни необходимо научиться постоянной и правильной молитве, чтобы преуспеть в ней и спастись. Вся жизнь монаха должна быть временем молитвы. Постоянно занимаясь усердной нерассеянной молитвой, мы всегда имеем в душе своей мысль о Боге.
А посредством памятования водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас Самого Бога, и мы сделаемся храмом Божиим.
С молитвой тесно связано изучение Священного Писания, потому что оно везде и во всем возвещает волю Божию. Монах должен постоянно в свободное от послушаний время читать святое Евангелие, Псалтирь, жития святых и другие святые книги.
Молитва также имеет тесную и неразрывную связь с постом. Там, где ищут плодотворной молитвы, необходимо должен сопутствовать ей благоразумный пост, так как пост предпосылает молитву на небо, он для молитвы то же, что крылья для птицы. Монаху необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в постоянном послушании духу, а в этом поможет ему пост и воздержание. Истинное благоразумное воздержание служит надежным стражем целомудрия и охранением ума от рассеянности. Оно делает монаха подобным ангелам и сожителям праведных.
Духовный подвиг
Самым главным подвигом в духовной жизни монаха, по учению святого Василия Великого, является ревность в угождении Богу. Инок должен быть духом горящий, т. е. с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным старанием творить волю Божию из любви ко Христу Иисусу, Господу нашему, по написанному: в заповедех Его восхощет зело.
Плодами такого ревностного исполнения воли Божией являются трезвение и нерассеянное хождение перед Богом, которое есть наилучшее средство к преодолению всего греховного и к успеху во всем добром. Оно укрощает гнев, погашает похоть, прогоняет леность. Во всякое время и на всяком месте ревностный инок сосредотачивается умом в своем сердце и стоит перед Богом с благоговейным памятованием о Нем, и в этом боголюбивая душа не знает сытости. Таким образом, достигая бесстрастия, монахи восстанавливают образ Божий в себе. Они в точности подражают житию святых апостолов и Господу. Они соревнуют жизни ангелов. Святитель Василий Великий учит, что монахи ясно показывают, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеянное естество человеческое по мере сил своих они снова приводят в единение с самими собою и с Богом и таким, снова возвращаются к первоначальной благодатной райской жизни.
Архимандрит Илия (Рейзмир)