Предрождественские размышления святых отцов

Добрый день, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

На пороге великий и радостный праздник — Рождество Христово! И, чтобы осмыслить и вместить в сердце это зимнее торжество Церкви, нужно заранее подготовить себя к празднованию. Чтение предрождественских размышлений святых отцов благодатно настроит нас на дивный праздник Рождества Христова!

• Игумен Никон (Воробьев):

«Уготовься срести Бога Твоего, Израилю (Амос.15,12). Можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши и своего убранства? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отроча и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия? Можно ли вспомнить бегство во Египет, и не почувствовать мужества к перенесению несправедливостей мира? Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших».

Предрождественские размышления святых отцов

• Священномученик Герман (Ряшенцев):

«Все ближе и ближе праздник. Церковные песни уже видят грядущую к Вифлеему Деву, подготовляют к торжеству пастырей, собирают хоры ангелов, торопят от Персиды мудрецов Востока и ужасаются безумию Ирода, замышляющего убить Христа. Они уже полны предпразднественного ликования и зовут к нему небо и землю.

Как и чем откликнется на этот зов наша душа? Найдется ли место около Его колыбели нам, бедным любовью и смирением, бессильным в своей слабой вере и решимости идти к Нему, как бы долог и тяжел ни был путь?!

Его ясли да научат нас смирению, вертеп – не бояться бедности и убожества, пастухи – простоте и незлобию, волхвы – подчинять свое мудрование и все земные познания мудрости Евангельской, звезда – ходить в свете просвещенной Его благодатью совести, ангелы – взаимному миру и славословию, Иосиф – праведности, а Дева Матерь – непорочной чистоте и целомудрию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе».

Предрождественские размышления святых отцов

• Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Человеческое сердце, во мгновение своей жизни, должно тоже стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос – Бог и Человек. И, открываясь на встречу Христу Спасителю, наше сердце освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой».

Предрождественские размышления святых отцов

• Святой праведный Иоанн Кронштадский:

«Странное рождество (Христово) видевше, устранимся суетнаго мира и ум на божественная возложим. Бог с небес сниде, да нас на небеси возведет, а диавол и плоть тянут к земле. Христос призывает и влечет к вечному животу, а диавол обольщает временным животом и прилепляет к временному, скрывая вечный во мраке или наводя на человека неверие в вечную жизнь. Замечайте козни его и не обольщайтесь земным животом».

Предрождественские размышления святых отцов

• Святитель Филарет Московский:

«Люди, пристрастные к великости земной, не редко соблазнялись умалением Иисуса Христа. Но когда уже опытом столь многих веков дознано и то, что Бог Его превознесе (Филип. II. 9. 10), что пред именем Его действительно преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних; ибо, со дней воскресения и вознесения Его, тысячи свидетелей видели, как небесныя силы раболепно исполняли Его повеления, как напротив адския силы Его именем низвергаемы были в бездну; земнородных же миллионы в поклонении Его имени находят свое блаженство: после сего, и пред людьми для того и собравшимися, чтобы преклониться пред именем Иисуса, мы можем освободить себя от труда защищать и оправдывать Его умаление; и ничто не препятствует нам взирать на Его умаление с таким же благоговением, как и на Его величие.

Предрождественские размышления святых отцов

О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! Умаление сие тем поразительнее должно быть для нас, что является в некотором противоположном соответствии с первоначальным возвеличением самаго человека.

Ибо слово Божие не без намерения употребляет для изображения сих противоположностей одно и тоже выражение: образ и подобие. Сотворим человека, рек Бог Творец, по образу нашему и по подобию.

И Апостол о воплощении Сына Божия говорит: зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек. Иному владыке не много нужно умалять себя, чтобы показаться в виде раба.

Но когда Господь, Великий и Вышний, который и рабам Своим дарует образ владычний, Сам является в образе и подобии раба, то есть, в состоянии полнаго рабства, и глубокого, какое рабству свойственно, уничижения: тогда на столь чрезвычайное умаление великаго не можно смотреть без особеннаго чувства удивления, простирающагося или до умиления, или до ужаса. И сим-то образом умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении.

Но как еще более уничижил Он Себя в обстоятельствах Своего земнаго рождения! Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться: и Он избрал для сего из всех народов земли малейший, не имеющий собственнаго правительства, многократно порабощенный и близкий к новому порабощению, некогда благословенный, но уже едва не отверженный.

Надлежало избрать город: и Он избрал Вифлеем, так малый, что и благоприятствующий ему Пророк не может скрыть сего нарекания на него, и не находит инаго средства его возвеличить, как именем рождающагося в нем умаленнаго Иисуса. И ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных! Из тебе бо мне изыдет старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же его из начала от дней века (Мих. V. 2).

Надлежало избрать матерь; и, чтобы до времени сокрыть от неверующих тайну воплощения, надлежало узами закона, но не плоти, присоединить к ней и мнимаго отца: и вот избраны, хотя потомки Царские, чтобы совершились обетования и пророчества, но уже один древодель, а другая бедная, сиротствующая дева.

И что еще? Если бы Господь родился в малом, собственном, или наемном жилище Иосифа; и Мария положила бы Его в бедной колыбели: зрак раба, Им восприемлемый, может быть, не все имел бы черты, какия его составлять могут; ибо могло найтись рабское жилище меньше Иосифова, и колыбель беднее Марииной.

Что же изобретает безконечно Великий, ищущий безконечнаго умаления? Августовым повелением написати всю вселенную (Лук. II. 1) приводит в движение народонаселение земли Иудейской, дабы Иосифу нельзя было ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в Вифлееме, когда наступало время родиться истинному Господу вселенныя; и таким образом умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя даже до яслей, вместо колыбели. Положи Его во яслех: зане не бе им места во обители (Лук. II. 7)».

Закат, зима, 8

Праздник Рождество Христово!

Рождественская рубрика. Рождество Христово

На главную страницу сайта - Семья и Вера