Крещение младенца
Крещение младенца

Почему православные крестят детей?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему православные крестят детей во младенчестве? Или целесообразней подождать, пока ребенок сам определится, зачем ему Церковь и надо ли ему принимать Таинство Крещения?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Сам Спаситель наш Иисус Христос сравнивал Крещение с рождением человека, и лучше, наверное, сравнения не придумаешь. Нельзя узнать, что такое жизнь, жить ею, не родившись на свет. Это каждый из нас знает на своем опыте, но оказывается, что человек может войти в еще одну сферу бытия — жизнь духовную, и в эту жизнь тоже нужно родиться. Это и происходит в Крещении.

Только родившись на свет, можно вступить в общение с себе подобными людьми, только приняв Крещение, можно вступить в общение с Богом. Потому-то православные и стараются как можно раньше крестить детей, чтобы не лишать их возможности духовной жизни и общения с Богом.

«Когда родители меня крестили, то не спрашивали, хочу я этого или нет. Я не понимал того, что происходило в Крещении. Так быть не должно. Вот мой сын пусть сначала вырастет, а потом сам осознанно решит, нужно это ему или нет», — приходилось слышать и такое, по первому ощущению — разумное, рассуждение. Но если задуматься…

Во-первых, если быть последовательным, то нужно сделать жесточайший выговор своим родителям за то, что они, не спросивши нас, хотим мы этого или не хотим, родили нас на свет. Помимо нашей воли, попирая наше право на выбор, обрекли на жизнь — не преступники ли? А мы сами, рожая детей, не поступили ли так же? Или все же родители имеют некую естественную власть над детьми, могут кое-что за них решать?

Во-вторых, если человек не понимает сути явления, это далеко не значит, что он не может это явление употребить себе на пользу. Знает ли ребенок, что носителем генетической информации организма является молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), что у каждого человека эта ДНК своя и нет двух одинаковых, и именно поэтому все люди разные?

Нпротоиерей Александр Лебедевет, не знает, но маму свою ни с кем не спутает, хотя и не сможет объяснить, в чем причина ее непохожести на других людей. Знает ли младенец химический состав материнского молока? Нет, однако с удовольствием им питается. То, что он не знает процентного соотношения в молоке жиров, белков и углеводов, не мешает ему этими самыми жирами-белками-углеводами строить и укреплять свой организм.

Подобным образом можно попытаться объяснить отношения малыша с Богом. Младенец не способен верить в Бога во взрослом смысле этого слова, но это не мешает ему иметь возможность общения с Ним и этим общением укреплять свою душу, а так как в человеке все очень тесно связано, то — и тело.

В-третьих, с чего это мы, взрослые, взяли, что наши дети должны быть против своего Крещения? Они что, рождаются безбожниками? Откуда мы знаем? А может, они с самого рождения религиозны и рады общению с Богом, а мы, препятствуя Крещению, лишаем их этой радости? Многие родители (люди церковные и не совсем церковные), могут рассказать немало случаев, когда они становились свидетелями проявления веры и богообщения своих малюток.

Один из таких случаев я часто рассказываю мамам после того, как крещен их малыш, и наступило время объяснить для чего детей нужно как можно чаще причащать Святых Христовых Таин. Расскажу его и вам.

В момент Причастия Сам Бог соединяется с младенцем и непостижимым для нас образом воздействует на его душу: воспитывает, учит. Родители одного из моих крестников симпатизируют Церкви, но не сказать, что они — люди церковные. После Крещения малыша мне удалось убедить их раз в неделю приносить его в храм на Причастие. Когда крестнику исполнился год, на именины мы впервые привезли его в монастырь, в котором подвизался святой, чье имя он носит. Встали перед иконостасом. И тут карапуз, сидя у мамы на руках, повернулся к иконостасу, из всех святых, изображенных на нем, нашел своего, к нему протянул руки и стал молиться: «О-о-о!» — и прижимает ладошки к сердцу. И так несколько раз. А глаза светятся от радости!

Кто его этому научил? Кто ему сказал, что изображенный — его святой? Как видим, детям нашим открывается духовный мир, и они в нем живут, причем гораздо активней, полней и радостней, чем мы. В праве ли мы лишать наших детей этой радости?

Ну и в завершение несколько слов в качестве предостережения. Свято место пусто не бывает. Если мы не заполним внутреннее душевное пространство ребенка святыней, не нужно надеяться, что оно сохранится пустым. Нет, оно заполнится. Но чем? Всяческой гадостью, которая в изобилии окружает нас.

В детстве закладывается фундамент личности человека. Поэтому не стоит впоследствии удивляться, что из наших детишек вырастают нравственные (а точнее, безнравственные) монстры».

Окончание

Читайте также:  Можно ли носить чужой нательный крестик?

Окончание

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>