Русское православие в Бразилии

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Православие в Бразилии берет свои истоки в начале 20 века. В 1909 году русские эмигранты основали городок Кампина дас Миссоэс, в котором спустя несколько лет построили деревянную часовню.

Затем, по известным революционным причинам, Россию покинули тысячи беженцев, которые создали русские общины в южноамериканской стране. Вскоре было построено несколько православных храмов.

Сейчас православие прекрасно развивается в католической стране, окормляя не только русских людей, но и заинтересованное коренное население Бразилии.

Протоиерей Анатолий Топала

Ниже мы размещаем интервью протоиерея Анатолия Топала, являющегося благочинным Бразильского округа Аргентинской и Южноамериканской епархии.

окончание

Телепередача “СОЮЗ ОНЛАЙН” православного телеканала “Союз”

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

– Сегодня мы принимаем в екатеринбургской студии телеканала «Союз» священника, который приехал на Урал из страны, где, как говорила тетушка Чарли, много диких обезьян. Из страны, которая подарила постсоветской России первый сериал – помните «Рабыню Изауру»? Из страны, которая является пятой по площади в мире и четвертой по численности населения. Я с удовольствием представляю вам нашего гостя – это протоиерей Анатолий Топала, благочинный Бразильского округа Аргентинской и Южноамериканской епархии. Батюшка, добрый день, благословите!

– Добрый день! Господь да благословит вас всех, ваш труд и труд ваших телезрителей.

– Спасибо! Отец Анатолий, Вы в Церковь пришли в ту пору, когда, в общем, только люди, действительно позванные Богом, делали это. Это не было модой, как в 90-е годы, когда (я не говорю, что это плохо) все массово пошли креститься. Для того чтобы сделать этот шаг, надо было преодолеть определенное сопротивление и непонимание. Почему так сложилось в Вашей жизни?

– Наверное, главной причиной было то, что я родился в семье священника. Некоторое религиозное образование и воспитание получил в семье. И, можно сказать, пошел по стопам своего отца, который еще здрав и служит иногда, бывает в храме Божием до сих пор, хотя ему уже 90 лет.

– Батюшка, сколько лет Вы уже служите в Бразилии?

– В Бразилии – двадцать один год. До Бразилии я десять лет служил в Бендерах в Молдавии. Вообще-то я в Молдавии родился (как я уже упомянул, в семье священника) и учился в ленинградских духовных школах с 1976 по 1984 год – окончил духовную семинарию и духовную академию. Ректором академии в то время был нынешний наш Святейший Патриарх Кирилл. Все эти годы – под его предводительством, можно так сказать, под его омофором. И, наверное, одна из причин, почему я оказался в Бразилии, та, что он меня знал и был осведомлен о том, что я знаю молдавский язык, а этот язык на основе латиницы. То есть предполагалось, что я легче выучу португальский, на котором разговаривают в Бразилии.

– А богослужения Вы ведете на каком языке?

– Богослужение ведем половину на славянском, половину на португальском, потому что есть уже некоторые дети или внуки наших соотечественников, которые не понимают русского языка. Поэтому для них мы ведем на португальском.

– Отец Анатолий, скажите, пожалуйста, а кто составляет общины? Это в большинстве русские эмигранты, потомки еще, может быть, первой, второй волны, или те, кто приезжает сейчас? Или есть все-таки коренное население?

– Первые наши соотечественники (или наша славянская диаспора, можно так сказать) появились в Бразилии в начале XX века. В 1909 году, еще до так называемой революции, туда попали наши люди из Сибири, Беларуси, России, которые основали городок Кампина-дас-Мисойнс, это в самом южном штате Бразилии Риу-Гранди-ду-Сул. И уже в 1912 году они построили первую деревянную часовню. Отсюда и началась история русского православия в Бразилии (четыре года назад мы праздновали столетие православия в Бразилии). Это был первый приход. А рядом есть городок Санта-Роза, где находится храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Вот эти два прихода и перешли в нашу юрисдикцию в 1987 году, накануне 1000-летия Крещения Руси. Это, наверное, тоже мотивировало их переход, а также начало общения с Россией (еще с Советским Союзом в то время), появились первые контакты, и, они, перейдя в нашу юрисдикцию, попросили священника из России, чтобы помочь им кроме веры сохранить еще язык и традиции. Потому что не секрет, что в тех местах, где существуют наши православные храмы, не только в Бразилии, но и в других странах, благодаря этому лучше сохранился язык и русская культура. Все всегда собирались вокруг храма, если не было больше других наших представительств – посольств или консульств, существовала только церковь. Она помогала сохранить наши культурные традиции, а не только веру.

Храм Петра и Павла, в Санта Розе

Во время Второй мировой войны, а потом позже, когда в Бразилии у власти были военные, очень отрицательно относящиеся к политике Советского Союза, не было принято разговаривать на русском языке, некоторые даже это скрывали. Поэтому в то время, когда не было этой связи, традиция прервалась. Сейчас она восстанавливается с помощью посольства, консульств, есть и фольклорные танцевальные группы, стараются песни выучить. Этому помогают наши храмы, которые там находятся. В 1993 году было решение Священного Синода и Святейшего Патриарха о назначении священника в Бразилию, я приехал туда в апреле 1994 года. У нас были эти два прихода, о которых я упомянул. Сейчас у нас уже восемь приходов в Бразилии. Последние четыре были открыты за последние два года, с тех пор как был назначен новый епископ владыка Леонид. В приходах, о которых я упомянул, в основном славяне, наши соотечественники, русские, украинцы, белорусы, которые, слава Богу, все называют себя еще русскими, нет разделений. Есть у нас и другой опыт. Так как у коренных жителей возник большой интерес к православию, в Рио-де-Жанейро, где у нас уже существовал храм с 1935 года в честь святой мученицы Зинаиды, открыли для бразильцев приход, точнее сказать – миссию в честь Покрова Божией Матери, где и священник, и диакон являются бразильцами. Священник окончил семинарию, знает теперь уже русский язык, знает португальский и английский, так что ему легче работать с коренными жителями. По благословению владыки и Святейшего Патриарха был открыт приход для бразильцев. И в других приходах мы проводим катехизацию, крестим, если люди не были крещеными. Интерес к нашей православной вере у бразильцев есть во всех приходах. Возвращаются к истокам, к той правильной и чистой вере, которую наши предки уже исповедуют две тысячи лет. И они понимают, что не зря она называется православной.

– А что помимо этого Вы отметили бы как особенность православия в Бразилии? Катехизация – серьезный подход. Поняла, что, наверное, и общины храмов тоже поощряют деятельность фольклорных коллективов, которые сохраняют русскую песенную культуру, язык. Наверняка эти коллективы состоят как раз из прихожан. Может быть, есть традиция чаепития совместная или что-то еще?

– Есть культурные общества, и члены прихода состоят в этих культурных обществах и своими силами, знаниями, умением тоже стараются помогать. Что касается особенности, хочу сказать, что именно те, кто принимает православие (и в основном они все взрослые), принимают это очень серьезно. И следуют всем нашим традициям и канонам, которые рекомендует Святая Церковь, то есть становятся настоящими православными верующими.

– Батюшка, когда мы видим православное богослужение, например, на африканском континенте, оно нас удивляет, а порой даже шокирует, потому что мы не представляем себе всех этих хлопаний в ладоши и приплясываний в России в православном храме. А там это абсолютно органично. Или вспомним поведение арабов перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня… Мне кажется, бразильцы тоже люди очень эмоциональные. И наверняка они привносят в традиционное православное богослужение (очень спокойное, размеренное, выдержанное) что-то свое, или я ошибаюсь?

– Нет такого, что бросалось бы в глаза, не замечал. Может быть, общение уже после богослужения… Мы практикуем тоже чаепития и общение каждый раз после богослужения, насколько это возможно. Да, они более эмоционально со мной общаются, бывают часто разговоры о футболе, об отношениях с Россией. Кстати, должен сказать, очень добрые и хорошие отношения между Бразилией и Россией. Бразилия одна из наших стран-партнеров. Известно, что она входит в так называемый БРИКС, и отношения очень добрые, что сказывается и на отношениях между верующими.

– Батюшка, простите за этот вопрос, он, может, очень личный. Вы успели полюбить бразильцев за это время? И страну?

– Да, двадцать один год – это почти целая жизнь.

– То есть эти годы не стали для Вас какой-то ссылкой, тяжким послушанием?

– Когда я служил в Бендерах, у нас была очень активная жизнь – в смысле таинств и т.д. Тогда в Молдавии в церковной практике было пятьдесят крещений и до пятнадцати венчаний в неделю. Большинство верующих старались пройти через эти таинства. Когда я приехал в Бразилию, меня не искали с такими вопросами, не было востребованности, и я чувствовал себя первые месяцы духовно неудобно. Но понял, что там должна быть другая церковная практика. Там мы знаем каждого члена общины, не только его, но и его семью. Принято ходить в семьи, навещать людей дома, то есть контакт более личный с каждым членом общины, так как нас там немного (50 – 60 прихожан в приходах). Поэтому и у священника есть возможность знать каждого лично и его семью. Также и прихожане знают очень хорошо священника, так что личный контакт более тесный.

– Насколько велики семьи бразильцев? Бразилия, Вы меня поправили перед эфиром, занимает уже четвертое место по численности населения, была на пятом, то есть много рожают…

– Да, но это больше на севере Бразилии. Я не знаю, в чем секрет, но малоимущие семьи имеют больше детей. Кто более состоятелен, казалось бы, могут дать воспитание и образование детям, но детей у них меньше. А в целом – да, у них большие семьи, большая рождаемость.

– Но большая – это сколько детей? Пять, семь, десять?

– Пять и больше.

– А аборты разрешены или запрещены?

– Официально аборты в Бразилии запрещены.

– И еще хотелось бы спросить про статистику разводов.

– Я, к сожалению, статистику не знаю.

– А если заключить по Вашему опыту священника? У нас часто бывает, что приходит пара – казалось бы, люди, жившие церковной жизнью. Нет чина развенчания, но тем не менее такой вопрос ставится перед батюшками. Насколько часто Вам приходится на него отвечать?

– Бывают случаи, но очень редко. За эти годы всего два раза обратились с такими вопросами – именно получить благословение на второй брак. В наших приходах я часто не встречал. Или Вы имеете в виду вообще в Бразилии?

– Я говорю, скорее, все-таки о жизни православных общин в Бразилии и об этом явлении, насколько оно характерно. И получается, что два раза за двадцать один год, для нас это просто фантастика. А за счет чего так?

– Потому что нас мало там, люди больше ценят друг друга. И серьезно всё обдумывают перед тем, как создавать семью.

– Отец Анатолий, огромное Вам спасибо, низкий поклон за то, что пришли к нам в гости. Было очень интересно познакомиться с православием в Бразилии на Южноамериканском континенте, о котором мы знаем немного. Но благодаря Вашему рассказу он стал нам ближе и даже роднее.

– Большое спасибо Вам!

– У нас в гостях был протоиерей Анатолий Топала, благочинный Бразильского округа Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви.

Окончание

Беседы с батюшкой. Храм Христа Спасителя

О восстановлении сельской духовной жизни

На главную страницу сайта - Семья и Вера