Молитва, храм, Икона, Царственные мученики

Каким святым нужно молиться в тех или иных семейных нуждах?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Нам часто задают вопрос: Каким святым следует молиться в тех или иных семейных нуждах, в семейных неурядицах?

Этот вопрос весьма актуален, и задается многим и многим священникам.

Ниже мы разместили исчерпывающий ответ опытного священника – протоиерея Максима Козлова, в котором батюшка дает мудрые советы о семейной молитве.

Окончание

«Главные наши молитвы – это молитвы Богу и Божией Матери. А уже потом тем святым, к кому ваша душа особенно расположена, внутреннюю близость и особенное доверие к которым вы ощущаете на основании молитвенного опыта своей жизни и на основании опыта церковного, выделяющего тех или иных подвижников благочестия, почитаемых как преимущественных покровителей семейной жизни. Среди них есть и жившие много веков назад, и совсем близкие к нам по времени своей земной жизни.

ИПротоиерей Максим Козловз тех, которые подвизались на нашей Русской земле, можно назвать, к примеру, три семейные пары – святых благоверных князей Петра и Февронию, живших в Муроме в ХШ веке; родителей величайшего святого подвижника преподобного Сергия Радонежского, в старости принявших монашество, схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, живших в XIV столетии; последнего российского императора святого страстотерпца Николая и святой страстотерпицы императрицы Александры.

Почему именно эти святые избраны Церковью в качестве покровителей семейной жизни? Все они прошли путь семейного подвига и в своем земном бытии явили нам, что такое подлинная христианская семья, без каких-либо оговорок и поправок на человеческую немощь.

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские своей жизнью подтвердили слова Священного Писания: «…Крепка, как смерть, любовь» (Песн.8,6). Все было против их семейного союза. Разное социальное положение: он – князь, она – простая крестьянка; человеческая вражда; болезнь князя Петра; действия лукавого, который всячески стремился помешать созданию этого союза. Но эти святые являют нам пример того, как подлинная супружеская любовь, подлинное устремление людей друг к другу в сочетании с благочестием и верностью Церкви, приносят дивный плод в жизни человека, когда уже ничто земное, никакие иные предпочтения, влияния, давления, не могут нарушить крепости такой семьи. И по их Житию наглядно видно, как начавшееся в этой жизни прорастает в жизнь вечную, как все искреннее, подлинное, жертвенное, что есть в жизни мужа и жены, продолжится и за порогом смерти.

Святые Петр и ФевронияМы знаем, что Господь засвидетельствовал это особым чудом. Ибо было известно, что благоверные князья Петр и Феврония, умершие в один день, желали быть погребенными вместе, а люди этому препятствовали, но произошло чудо Божие, которое несколько раз повторилось: они телами оказывались в одном гробу.

Это указует нам на то, что и душами они в вечности неразлучны. И мы, зная, что такое возможно, и видя такой красивый пример их жизни, можем прибегать в своих молитвах к этим святым с просьбой о том, чтобы что-то подобное, разумеется, в меньшую меру, происходило и с нами. И можем просить для своей семьи не внешнего благоустроения, не успешности, не того, что мирские люди на свадьбах и днях рождения желают друг другу, а того, чтобы нам быть вместе и после своего пребывания на этой земле – в блаженной вечности.

Несколько иное мы видим в почитании родителей преподобного Сергия. Если святые Петр и Феврония прежде всего – святые муж и жена, то святые схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, прежде всего, святые родители.

Мы знаем об отношениях в семье в детстве отрока Варфоломея, о том, какую меру любви воспитали в своих детях родители, если до их монашеского пострига, вернее до их упокоения, преподобный Сергий, собственный порыв к Богу, считал возможным исполнить только после исполнения долга любви по отношению к родителям, которых он до конца не оставлял.

Святая семья, Кирилл Мария, ВарфоломейЧитая Житие преподобного Сергия, мы понимаем, что все это было в его душе воспитано. Вообще мы о преподобных Кирилле и Марии Радонежских знаем мало, но мы знаем о них через их сына. Такой сын, как преподобный Сергий, мог вырасти в такую духовную меру только у святых родителей.

Соответственно, каждый из нас, кто желает своим детям того же, что мы видим в Житии преподобного Сергия, то есть мужественности в следовании за Христом, любви к Богу, милосердия к окружающим, бескомпромиссности в своей вере, будем просить святых схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, чтобы они помолились за нас, и Господь дал мудрости воспитать наших детей истинными христианами.

Наконец, семья святых царственных страстотерпцев: родителей и детей – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии – есть дивный пример того, как можно стать святыми, вопреки всему.

Если во время жизни святых Петра и Февронии, Кирилла и Марии, общество было христианским, сам идеал жизни был идеалом святости (что не исключало, конечно же, греховной жизни конкретных людей), то святые царственные страстотерпцы жили в эпоху начала апостасии, то есть отступления человечества от Христа, меру которого, с поправкой в сто лет, переживаем и мы сейчас. И эти святые свидетельствуют нам о том, что и в такое время можно жить так, чтобы не только не лишиться Царствия Небесного, но и достигнуть во Христе святости.
Царская семья, РомановыЦарственные страстотерпцы – наше укрепление в малодушии, когда опускаются руки против все усиливающихся толков о том, что сейчас невозможно ни спастись, ни детей воспитать для Царствия Небесного. Все возможно, «Господу содействующу», – для тех, кто как царь Николай, царица Александра и их дети, до последнего дыхания возлагали свое упование прежде всего на Бога, а не на политические расчеты каких-то людей или собственную мудрость. И это тоже для нас великая мера христианской жизни. А церковный опыт последних десятилетий говорит нам о том, что царственные страстотерпцы – еще и великие молитвенники за нас. И как же мы можем им не молиться?

Но, впрочем, конечно же, этими тремя святыми семьями не исчерпывается сонм угодников Божиих, которые являются покровителями семейной жизни.

Мы можем вспомнить таковых и в древней Церкви: мучеников Адриана и Наталию, преподобных Ксенофонта и Марию, великомучеников Евстафия Плакиду и Евфимию, и многих, многих других, к которым, по мере того, как мы из Жития древних святых или из Жития наших новомучеников узнаем их духовный облик, наше сердце тоже к ним прилепляется.

И если мы, кроме как общеизвестным в Церкви святым, будем молиться еще и тем, к которым, по тем или иным причинам, особенно расположены, то это тоже будет и добрым, и значимым в жизни нашей семьи».

Окончание

Для чего нужно молиться утром и вечером?

Окончание 8

   << На главную страницу             на Семейную рубрику >>