Об опасности настойчивой молитвы. Рассказ
Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Одним из самых важных оснований любых наших молитвенных воззваний должно быть доверие к Богу. Мы должны доверить Ему нашу жизнь. А что значит – доверить? Доверить – значит принимать настоящее и будущее, как единственное спасительное для нас, ведущее ко спасению. И когда сердце наше будет исполнено доверием Богу, доверием в Промысл Божий, то и молитва приобретет иной смысл, более глубокий, истинный, необходимый.
Ведь как молятся святые? Они ничего не просят себе, разве что только простить их грешные души и помиловать их. Как сказано в Евангелии:
“Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Матф.6:33), “ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Мф.6:8)
— А для чего нам тогда молиться? — спросите Вы.
Ответим Вам словами святителя Иоанна Златоуста: “Не для того, чтобы указать Ему твои нужды, но для того, чтобы преклонить Его; чтобы через непрестанное моление соединиться с Ним, чтобы смириться перед Ним, чтобы вспомнить грехи свои”.
Будем же помнить, что прежде нашего прошения Господь знает нужды наши, и если мы и просим Его даровать нам столь необходимое для нас, то должны мы делать это со смирение и с доверием Творцу, памятуя о том, что Бог всегда рядом с нами, что Он и слышит нас, и видит, и знает нужды наши, и каждому дарует то, что идет во спасение!
Прилагаем назидательный рассказ Виктории Боримской, в котором приведены показательные примеры опасной требовательной молитвы:
ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Рассказ Виктории Боримской
По материалам православного портала Православие.ру
Мария стояла, прислонившись к стене храма, и беззвучно плакала. Слезы градом катились по щекам, не хватало воздуха, дыхание перехватывало, но она не позволяла вырываться рыданиям наружу – было воскресенье, и храм был полон прихожан.
Только что окончилась воскресная служба, батюшка поздравил всех с воскресным днем и говорил о том, как нужно молиться. Не только в дни испытаний, в трудный час, но в любую минуту нашей жизни нужно не забывать о молитве. Но нужно помнить, говорил батюшка, что не все наши молитвы, не все наши просьбы могут быть исполнены, Господь лучше знает, что для нас есть благо, и принимать все происходящее нужно только с благодарностью и смирением, просить, уповая на волю Божию.
Как пример батюшка привел историю из жизни.
В один храм на все богослужения приходила женщина, больше напоминающая тень: худая, всегда в черной одежде, с синяками под глазами, а часто и со следами побоев. Вид у нее был изможденный, усталый. Люди говорили, что это сын так издевается над матерью, забирает всю ее пенсию, пьет, дебоширит, употребляет наркотики.
А история этой женщины была такова. Бог долго не давал ей детей. От всего сердца она молила Господа о ребенке, и тот был послан ей. Родила она долгожданного сына, и, казалось, не было матери счастливей. Прошло пару лет, и сын тяжело заболел – врачи говорили, что надежды нет, ребенок умрет.
День и ночь стояла мать на коленях у икон, просила Господа любой ценой оставить в живых любимого сыночка. И случилось чудо: ребенок пошел на поправку, выжил.
Много лет прошло с тех пор, сын вырос, но не стал матери опорой, а превратился в настоящего монстра: стал неуправляемым, начал курить, пить, употреблять наркотики, нигде не работал, а деньги, необходимые для разгульной жизни, забирал у матери, несмотря на все ее увещевания.
Что думала эта бедная женщина сейчас, о чем молилась – никто не знает. Люди же, видя ее страдания душевные и телесные, невольно думали, что лучше бы Господь забрал ее сына тогда, в младенчестве…
Мораль рассказа батюшки была ясна: можно и нужно просить у Господа здоровья для своих близких, помощи в каких-либо своих житейских нуждах, однако нужно это делать с упованием на Божию волю, а не только на наше желание получить что-либо любой ценой.
Мария слушала рассказ батюшки сквозь беззвучные рыдания, и за это короткое время почти вся жизнь промелькнула у нее перед глазами. Невольно узнала она себя в той женщине, но ее история, слава Богу, была не так трагична.
Много лет назад, будучи еще совсем молодой, Мария узнала, что ждет второго ребенка. И хотя у нее уже был сын, Мария, тогда еще не зная никаких молитв, просто, своими словами обращалась к Господу с просьбой о том, чтобы родился мальчик.
На УЗИ (в то время редкость, необходимо было для исследования ехать в ближайший большой город) врач вынесла вердикт: девочка. Как же рыдала молодая женщина. Она рыдала две недели подряд, не желая примириться с услышанным, как ни уговаривал муж успокоиться и смириться.
Все время беременности она думала только об одном: «Я хочу, чтобы родился мальчик». В голове крутилась фраза: любой ценой. Уже будучи в родильном зале, на шутливый вопрос акушерки: «Кого будем рожать? Девочку?» – Мария упрямо ответила: «Нет, только мальчика!»
И случилось чудо: родился мальчик. Мария была счастлива, ее не расстраивало, что он не сразу закричал после рождения, что был обвит три раза пуповиной (от этого у него был фиолетовый цвет лица), а белков глаз не было видно совсем от кровоизлияния. Она была безумно счастлива и готова в любую минуту отдать свою жизнь за этого маленького человечка.
Шло время, дети росли, старший сын был здоровым и смышленым мальчиком, младший же за свое детство перенес множество болезней и операцию, у него было плохое зрение и слабое сердце, он был ленив и не проявлял интереса к учебе. Мария как коршун бросалась на любого, кто, по ее мнению, задумывал обидеть или плохо отозваться о младшем сыне.
Дети были крещены, когда младшему сыну исполнился год. Мария же, будучи некрещеной и убежденной атеисткой, покрестилась в 26 лет в надежде на выздоровление сына от очередной болезни.
Но настоящие проблемы с младшим сыном начались в подростковом возрасте. Еще в школе он начал курить, прогуливал уроки, плохо учился, врал и даже убегал из дома. На этой почве у него катастрофически не складывались отношения с отцом.
Муж Марии, сторонник строгого воспитания, пытался применять жесткие меры, вплоть до физического наказания. Мать же, любившая «младшенького» слепо, безумно, до умопомрачения, всегда выгораживала, покрывала и защищала его, хотя понимала, что ни к чему хорошему это не приведет. На этой почве в семье начались скандалы, ссоры, отец и сын часто не разговаривали друг с другом, мать же металась между двух огней.
Окончив восемь классов, младший сын собрался поступать в колледж в другом городе. Мария, не представляя себе, как переживет разлуку с ним, неожиданно поддержала его, только бы установились в семье спокойствие и мир. Надеялась, что все наладится.
Ничего хорошего из этой затеи, конечно, не получилось: освободившись от контроля родителей, сын продолжал жить по-своему, чем изводил мать. Плохо учился, курил, прогуливал занятия, начал с дружками выпивать. Стали приходить письма из колледжа с предупреждениями об отчислении его за несданные экзамены, за прогулы и т.д. Когда же Мария звонила и просила взяться за ум, то он грубил, бросал трубку, а мог и вообще не отвечать на звонки. Теперь авторитетом для него были друзья, а слова и мольбы матери взяться за ум не доходили до его сознания. Какую нестерпимую боль все это причиняло матери, может понять только мать.
Мария замкнулась, она не могла ни с кем поделиться своим горем, все держала в себе (как бы осознавая: это мой крест), не ела, не спала ночами, плакала, была на грани нервного срыва. Кульминацией ситуации был звонок из колледжа с требованием приехать и забрать сына: у него подозрение на туберкулез.
Вот в эти бессонные ночи и всплыла в памяти Марии ее мольба к Господу: любой ценой! Закрались мысли: «Не я ли виной всему, что происходит, не мое ли неумение быть благодарной Господу за все, что Он дает?» К душевной боли добавилось чувство собственной вины за происходящее. Сколько же слез было пролито, сколько молитв было прочитано Марией к Господу, Божией Матери и всем святым о даровании здоровья и ума непутевому сыну.
Слава Богу за все! Господь был невероятно милостив к Марии. Страшный диагноз врачей не подтвердился, а для сына такая неприятная новость стала своего рода встряской, он увидел, к чему может привести его непутевый образ жизни, увидел – и испугался, что может остаться на обочине жизни, без здоровья, без образования, без товарищей. Мнимые друзья сразу отвернулись от него: еще бы, такой диагноз. И только мать, как и прежде, готова была безоговорочно отдать все, что имела, ради него.
Слава Богу за все! Сын взялся за ум, окончил колледж и поступил в институт, продолжая жить в том же городе. Пару лет спустя он перевелся на заочное отделение, стал пытаться устроиться на работу. Но ничего толком не получалось: только найдет хоть какую-то работу, поработает несколько месяцев до сессии – и его увольняют, не отпускают на экзамены. Может, и не было с его стороны сильного желания работать, ведь легче было просто получать деньги от матери. Ничего не изменилось и после окончания института: нет у сына постоянной работы – и всё тут. Мария из последних сил содержала сына, выгораживая и заступаясь за него перед отцом.
Сколько она ни молилась о даровании сыну работы, сколько ни плакала, ни просила Господа – ничего не получалось. Огорчалась: на этот раз не слышит ее Всевышний.
Женщина даже не подозревала, как велика к ней любовь и милость Господа!
Видя неустроенность и неприкаянность младшего брата, старший сын Марии предложил: «Пусть приезжает жить ко мне. Здесь возможностей больше, да и будет под моим присмотром». Старший сын был серьезный, окончил с отличием школу и академию; в то время уже самостоятельно жил и работал в столице. Так и решили сделать.
Слава Богу за все! Переехав в столицу, младший сын Марии нашел работу, встретил любимую, остепенился и даже бросил курить. Старший брат стал для него положительным примером и образцом для подражания. Наладились и отношения с отцом. Видя значительные перемены в поведении младшего сына, его старания, отец тоже стал поддерживать его и помогать ему во всем. Мир, спокойствие и согласие воцарились наконец-то в семье.
А через год после переезда, в городе, где раньше жил младший сын Марии, началась война… Если бы младший сын вовремя не переехал, сердце матери этого просто не вынесло.
Мария стояла, прислонившись к стене храма, и беззвучно плакала, как маленький ребенок, уткнувшийся в колени любящей матери, когда он, натерпевшись какого-то страха, получает от нее помощь и утешение. Мария плакала, мысленно припадая к ногам Господа, и от всей души благодарила Его за все, что Он сделал для нее, за Его любовь и терпение, за то, что Он научил никогда и ничего больше не попросить любой ценой, и на душе женщины становилось все спокойнее и светлее.
Нужно ли у Бога что-то вымаливать?
У Бога просить – значит клянчить?
Мария молила Бога вначале рассказа, а потом читаем, что Мария была убежденная атеистка. Автор сочиняла на ходу, похоже, да и в каждой истории Мария описана, где там не запутаться…
Вот-вот ! Только и хотела написать то же самое…
Очень это важная тема. Поэтому стоит сказать и о том, на что давали ответы православные святые старцы. А именно: почему есть такие молитвенные просьбы, которые, уж точно, не будут (или не могут быть исполнены) – как бы искренне, горячо и проникновенно мы ни взывали. К этому классу, например, относятся молитвы о даровании вечной земной жизни кому-либо: детям ли, близким ли, себе ли… Или о воскресении кого-либо (особенно растерзанного по частям). Неисполнение таких молитв связано с тем, что порядок и способ взаимодействия и развития событий в созданным Творцом материальном мире определяется заданными в нём при Творении законами – физики, химии, квантового мира… По этим законам, в этом, материальном мире есть вещи невозможные. А если они по всемогуществу Господа по Промыслу его всё же иногда нарушаются, перебивая действие материальных законов, то такое происходит в каких-то, особо важных и по Божественному промыслу случаях. А такие, конечно же – крайне редки и вовсе не во влиянии наших молитв, а по Божественному умыслу.
Добрый день. Меня тоже не оставила статья равнодушной. Все просимое нами, обязательно нам дается. Только мы должны, своего рода, это “заслужить”. Пройти через боль, страдание. Или сразу же получить просимое, а только потом за это “расплачиваться”. Часто сама прошу “Господи, я бы все отдала за то…”. Но одергиваю себя, а ты готова пожертвовать жизнью или здоровьем своих близких? НЕТ!!!! Любой ценой, получить желаемое я не готова. Благодарна Богу, за то, что он мне дал и дает. Наверное, не должно быть “страсти” и “безумности” в своем обращение к Богу. С верой, со смирением , со спокойствием надо , на мой взгляд, просить.
Нет, зря Вы так, Наталья, считаете – Господь ведь вовсе не истязатель какой, Он, наоборот, стремится избавить нас от страданий.
Но почему всё же получается, что лишь принявши “фунт лиха”, к нам приходит, наконец, Благодать снисхождения Господа? -Потому, что, увы, при своём благополучии мы душою так далеки не только от Господа, но даже и от настроя на обращение с Ним, что пока не хлестнёт нас отрезвляющая, помогающая прозреть и осмотреться беда, мы по-настоящем, искренне, с душой с Ним и не общаемся – не благодарны, самодовольны, глухи, суетны, блудливы…
Так что эти самые страдания, болезни, неудачи – не цель и даже не средство Господа дать нам путь к Нему, а результат большой глубины нашего отторжения от Него в обычной жизни.
Добрый день, я рядовой посетитель Вашего сайта.Меня обескуражила статья “Об опасности настойчивой молитвы” . А разве все мы не усердно просим Бога нашего об исполнении нашего желания.и Бог наш, видя наше усердие и страстное желание , удовлетворяет наши просьбы .не все, конечно, а видимо те, которые Он считает благими для нас.Так что, молиться надо” не настойчиво”, так как это опасно??Какое то вижу во всем этом противоречие. Еще и пример приводится о том, как женщина вымаливала себе сына, а он родился больным. Это после того, как тысячи женщин страстно молятся на Вашем же сайте молитве по соглашению о рождении ребеночка ? А если страстно, то значит- опасно, ведь можно и нездорового родить. Статья подобного рода сводит на нет любую молитву, так как вполсилы никто не молится, если молится искренне. Надеюсь, что я что то не так поняла. Спасибо.
Надежда, добрый вечер!
Да, мы можем молиться Богу, настойчиво прося Его исполнить во благих прошение наше. Но мы не должны унывать и отчаиваться, если Господь не дает нам просимого нами, а также мы не должны требовать от Господа исполнить наше прошение “любой ценой”. Многие молятся, и с благодарением принимают о себе волю волю Божию, даже если и не получают просимое. А многие молятся, просят, не получают, отчаиваются и отходят от Бога.
Храни Вас Бог!
Добрый вечер, Татиана. Большое спасибо за Ваши разъяснения.Отходят от Бога ,видимо, те, кто молился только с одной целью-получить желаемое.Те, у кого Бог в душе, от него никогда не отойдут ни при каких обстоятельствах. Истинная любовь к Богу временной не бывает.Я тоже молюсь уже 6 лет безрезультатно, но осознаю , что может быть так надо, так Ему угодно , от чего то уберегает нас,возможно. И в мыслях нет такого, чтобы обидеться или отойти.Уже если веришь в Бога, то всецело, окончательно, полностью доверяя.Еще раз спасибо и всего доброго.
Надежда, добрый вечер!
Во славу Божию!
Дай Бог всем нам разум, мудрость и терпение, принимать с благодарностью и смирением, спасительную волю Божию о нас, грешных!
Да уж, поверьте уже немолодому – выпрашивать “любой ценой” наверняка приведёт к бедам. -Ведь это сейчас нам так хочется, так надо! Но жизнь-то продолжается, и идёт по продолжению того сценария, который был на момент вымаливания. И получишь ты своё, как хотел – но с развитием тех неблагоприятных хвостов, что идут от того момента…
Нет, “любой ценой” нельзя требовать. Да это и жутко эгоистично, ведь кто ты такой-то, чтобы за твои нужды ЛЮБУЮ цену?! Может, и другого угробить за исполнение этого приемлемо, что ли?.. Надобно нам всё же знать своё место пред Господом…
А горести свои переносить надо с достоинством.
Куда больше пользы в исполнении приведут существенные (вплоть до дерзновенных) благие поступки и дела. Они-то, уж точно, без воздаяния не остаются.
Молиться нужно конечно. Но к молитве нужно добавить и доброе действие души. Тогда молитва дойдет до Бога. Конечно и волю БОжию нужно брать в расчет, а то мы из молитвенников в приказчики так можем выбиться.
Очень важно, как говорят святые, добавлять в подобных случаях, то есть, после прошения о чем-то земном, так как мы не знаем спасительного для Вечности Промысла Божьего о нас: но не как я хочу, Господи, а как Ты! Да будет воля не моя, а – Твоя!
Пример этому подал нам Сам Христос.
Простите!
монах Варнава (Санин)