Явление, призрак, душа

У Бога все живы! Рассказ сельского священника о явлениях

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

У Бога все живы! Об этом надо помнить постоянно и ежечасно. Наш долг сделать все, от себя зависящее, дабы облегчить участь наших усопших. Как это сделать? Надо молиться об их упокоении, заказывать обедни, сорокоусты и панихиды. Надо творить добрые дела, надо подавать щедрую милостыню, надо совершать молитвенный труд, способный облегчить загробную участь наших усопших и помочь им водвориться в райских обителях.

Продолжая публикацию книги “У Бога все живы”, предлагаем следующую главу брошюры, где помещен рассказ сельского священника, который по опыту своего священнического служения, не раз сталкивался с откровениями из потустороннего мира, свидетельствующего не только о том, что жизнь после смерти существует, но и о том, как остро нуждаются усопшие в наших молитвах и в нашем правильном понимании обрядов погребения и поминания усопших.

Заглавие

“У Бога нет мертвых, но все живы. Об этом говорит Сам Спаситель: “не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых” (Мф. 22, 31-32). Многие из нас, “мудрствуя” о предметах веры и о загробной участи умерших, забывают или уклоняются от дел действительной помощи нашим усопшим. Многие совершенно не знают или отказываются от православного обряда погребения; в то же время охотно прибегают к различным языческим культовым действиям и ритуалам (обильные застолья — тризны, мраморные надгробья, венки и т.п.).

А между тем, наши усопшие родные и близкие ждут от нас помощи. Они нуждаются в ней! Из моей священнической практики мне известно много случаев (по рассказам прихожан), когда усопшие являлись своим живым сродникам (во сне) и прямо высказывали свои нужды, говорили о своих заблуждениях при жизни или давали наставления, о чем-то предупреждали…

Святые отцы учат нас не доверять сновидениям, так как большинство из нас не имеют духовного рассуждения, чтобы определить природу сна, т.е. является ли он отражением бывших в жизни реальных событий и переживаний, или следствием движений плоти (страстей, болезней и т.п,); влияние ли это темного мира падших духов, или же, наконец, это действительно духовное общение с загробным миром, прикровенным для нас до времени… В любом случае, если сон показался имеющим значение, важным, предупреждающим о чем-то, следует, прежде всего, посоветоваться со своим духовником, приходским священником или хотя бы с духовно опытным человеком…

Расскажу о нескольких запомнившихся мне событиях, связанных с темой нашего разговора.

• Одной моей прихожанке явился во сне односельчанин. При жизни он был убежденным неверующим, гонителем веры и Церкви. Ей приснилось, что этот человек стоял около развалин часовни, которая была некогда на краю деревни, и говорил, указывая на них: “Если бы раньше, при жизни, я хотя бы изредка смотрел на это святое место, хотя бы один раз задержал взгляд… теперь мне было бы легче”. Вот какова сила святыни! Даже разрушенной и поруганной…

• Мой дядя в молодости и средних летах был верующим человеком, посещал храм Божий, читал Священное Писание. Но, поддавшись духу времени, он потерял веру в Бога. Перестал ходить в церковь, убрал из дома святые иконы. Более того, даже в мыслях он стал безбожником, проповедуя атеизм. Вместо молитв он стал заниматься гимнастикой. Но и к нему пришла смерть. Будучи восьмидесяти лет, он слег. На смертном одре он метался, хрипел, пытаясь что-то сказать, и все время указывал рукой в святой угол, где должны были висеть (но не висели) иконы. Что-то ужасное окружало его, надвигалось, давило, и не было у него защитников, предстателей, ходатаев к Богу: ибо он сам однажды добровольно отказался от них.

• У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила, как облегчить его загробную участь? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню, а именно — душеспасительные книжки: ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения, изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за усопшего некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала: значит, принял Господь эту жертву.

У многих, даже и верующих людей, представления о нашем долге по отношению к усопшим запутаны и неправильны. Считают, что необходимо первым делом устроить пышные поминки с обильным застольем, водкой и редкими яствами; потом — поставить на могиле дорогой памятник, чтобы знакомые не осудили за скупость.

Как заблуждаются эти люди и, более того, какой вред приносят своим дорогим и любимым умершим, родственникам и близким! Подумайте о том, что водка, выпитая за упокой души усопшего, льется ручьем на ту чашу весов, на которой сложено бремя его грехов, а ведь она и так тяжела! Надо облегчить ее! Как? Молитвой церковной: обедни, сорокоусты; молитвой домашней: чтением Псалтири, милостыней…

Были в моей служебной практике такие случаи.

• Как-то подошла ко мне одна женщина и рассказала, что недавно похоронили они своего сродника, поставили на могилу гранитный памятник, И вот является ей во сне усопший и жалуется, что этот тяжелый могильный камень очень давит и мучает его. Я объяснил ей, что могилу освящает крест, желательно деревянный. Ведь крест — это орудие нашего спасения, нашего искупления. При жизни мы носим крест на груди, прикладываемся ко кресту в храме Божием, осеняем себя крестным знамением, и после смерти место нашего упокоения должно освящаться крестом, но никак не куском гранита или мрамора.

• Другой моей прихожанке явился во сне, вскоре после похорон, сродник и сказал: “Все хорошо, да вот только хомуты мне сильно мешают”. Хомуты — это венки, которыми заваливаем мы могилы наших умерших. А ведь это наследие языческих обрядов, православный обряд погребения такого не требует.

• Был и такой случай. Как-то я отслужил литию по усопшей. После этого, ночью, явилась эта усопшая во сне своей сестре и благодарила. Говорила: “До сих пор на мне как бы камень лежал, а теперь он снят”. Вот каково значение литии!

• Однажды пригласили меня совершить требу на дому. Деревня эта, куда следовало мне идти, расположена была в пяти километрах от нашего прихода. Я смог выбраться только под вечер, уже смеркалось. Закончил совсем поздно, поэтому пришлось остаться на ночь. На рассвете меня разбудил стук в дверь. Пришла молодая женщина, жительница этой деревни. Чувствовалось, что находится она в состоянии сильного волнения. Сначала, увидев меня, она застыла, словно потрясенная чем-то, потом вдруг стала что-то быстро объяснять.

А произошло вот что: ночью явился ей во сне умерший несколько лет назад свекор и сказал: “В деревню пришел священник, находится он там-то и там-то (назвал место, где я ночевал), пойдите, попросите его, чтобы отпел меня, а то ведь я лежу у вас неотпетым”. Женщина рассказала мне, что в то время, когда умер ее свекор, у них не было священника, поэтому и схоронили его без отпевания. И еще вот что было особенно удивительно: эта женщина видела своего свекра лишь один раз — когда он лежал уже в гробу, при жизни она его не знала и никогда не разговаривала с ним. Надо сказать, что я не люблю отпевать заочно, но здесь была особая нужда (виделся Промысел Божий о покойном), поэтому в этот же день мы его отпели.

• В пятницу на Светлой седмице догоняет меня женщина и со слезами говорит: “Батюшка, не надо ли еще раз отпеть мою дочь?” А произошло вот что: в то время, когда эта женщина была в отъезде, в могилу ее дочери самовольно захоронили покойника. Женщина приехала домой и в первую ночь видит во сне умершую десять лет назад дочь, которая говорит ей: “Мама, я сама грешница, но зачем положили в мою могилу пьяницу?” Действительно, потом выяснилось, что подхоронена была женщина, до смерти опившаяся водкой. Утром мать кинулась на кладбище и с удивлением увидела свежую могилу. Я объяснил этой женщине, что второй раз отпевать ее дочь не требуется, но надо отслужить панихиду.

• Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.

• Однажды ко мне пришла креститься девица со своей сестрой, отроковицей. После принятия Святого Крещения, они рассказали, что их матери два раза являлся во сне умерший муж и говорил: “Окрести детей”.

Псковский район, 1994г.

Окончание

3-я Глава. Как молиться во дни поминовения

4-я Глава. Поминальная трапеза

5-я Глава. Приготовление христианина к смерти

6-я Глава. Что нужно знать о погребении

Окончание

 << На главную страницу        Православный молитвослов >>