17 декабря в истории. Взятие крепости Очаков

Этот день 17 декабря 1903 года владельцы велосипедной мастерской братья Уилбер и Орвелл Райт испытали первый в мире работающий аэроплан. Начиналась эра авиации.

17 декабря 1926 года была проведена первая Всесоюзная перепись населения. Как она показала, население страны составило 147 миллионов человек. По меньшей мере на 19 миллионов меньше, чем в Российской империи до Первой Мировой и Гражданской войн.

17 декабря 1959 года вышло постановление правительства СССР о создании нового вида войск – Ракетных Войск Стратегического назначения.

17 декабря 1788 года русская армия под руководством фельдмаршала Григория Потемкина взяла важную крепость Очаков.

Взятие крепости Очаков. Приступ

Крепость Очаков была одним из главных турецких оплотов на Черном море. В 1737 году русская армия, ведомая Бурхардом Минихом взяла ее, но вскоре турки забрали Очаков себе. Россия вернулась к стенам крепости спустя 50 лет – в ходе очередной войны. На дворе было лето 1788 года. Екатерина Великая отправила своих лучших полководцев – Румянцева и Потемкина – сломить сопротивление армии османов на юго-западе империи. Естественно, вновь встал вопрос о взятии Очакова.

К тому времени он стал воистину неприступным. Турки успешно укрепили крепость под руководством французских инженеров. Ее гарнизон составил 20 тысяч человек, на валах и крепостной стене стояли около 300 пушек, в ретраншементе – до 30 орудий, а с моря Очаков прикрывал мощный турецкий флот.

В армии Потемкина было множество талантливейших генералов и офицеров: Михаил Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, и, конечно же, сам Суворов. Последний советовал командующему взять Очаков быстрым приступом. Но у Потемкина было другое мнение.

Взятие крепости Очаков. Корабли

«Я на всякую пользу руки тебе развязываю, но касательно Очакова попытка неудачная может быть вредна. Я все употребляю, надеясь на Бога, чтобы он достался нам дешево», – так он говорил Суворову.

Рискованному штурму Потемкин предпочел «формальную осаду» – обложить Очаков артиллерийскими батареями и обстреливать крепость, пока турки не сдадутся. Но османы и не думали складывать оружие – наоборот, они отвечали кровопролитными вылазками, ломали пушки, убивали солдат. Правда, во время одной из таких вылазок Суворов получил удобную возможность на плечах отступающих ворваться в крепость. Но Потемкин не только не послал Александру Васильевичу подкрепление, но более того, трижды приказал отступить. Суворов получил серьезное ранение, из-за чего на время оказался не у дел. Вдобавок к этому великий полководец получил выговор за самоуправство от Григория Александровича.

«Солдаты не так дешевы, чтобы ими жертвовать по пустякам. Ни за что погублено столько драгоценного народа, что Очаков того не стоит…»

Между тем, в столице зрело недовольство человеколюбивым полководцем. При дворе было много недоброжелателей Потемкина, которые завидовали его влиянию на императрицу. Царица все это слушала, но действий в отношении своего любимца не предпринимала. Однако лето сменилось осенью, а та в свою очередь – зимой. Причем эта зима была настолько холодной, что в народе ее еще долго потом называли «очаковской». Солдаты не были готовы к подобным условиям, многие замерзали, болели. А турок все также крепко сидел в бастионах. В конце концов, в декабре Потемкин все-таки решился на штурм, о чем написал императрице:

«…не осталось иного средства по взятию города, кроме  генерального приступа».

Взятие крепости Очаков

Как только решение приняли, Григорий Александрович начал активную подготовку. Быстро договорились о поддержке запорожских казаков, которые помогли взять некоторые огневые рубежи и даже крепость Гаджибей – будущую Одессу. 17 декабря состоялся штурм и удачно. К концу дня русские потеряли убитыми чуть меньше 5000 человек, а оборонявшие крепость – в два раза больше. Потемкин же, для которого эта осада была одной из самых неоднозначных страниц в карьере, навсегда решил для России проблему Очакова – крепость сравняли с землей, чтобы больше никогда не пришлось ее брать. Хотя, надо сказать, территория эта так никогда к Турции больше не возвращалась.

Султан Абдул-Хамид был так сломлен падением Очакова, что вскоре умер. Потемкин, несмотря на обилие критики, был отмечен Екатериной – как считается, за человеколюбие. Даже эту русско-турецкую войну, которая закончилась убедительнейшей победой России, до самой революции будут именовать «Потемкинской».

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

На интересную рубрику >>

Ликую без причины