Оптина пустынь на протяжении всей своей истории была местом прибежища странников, отшельников, да и просто людей, уставших от мирской суеты. Сюда стекались люди за духовным окормлением из разных уголков Руси. Приезжали и заграничные гости, чтобы воочию увидеть смиренных праведников, хоть немного прикоснуться к настоящей святости.
Оптинские старцы ближе, чем мы думаем. Они при жизни помогали нуждающимся, продолжают это делать и после своей кончины. Иногда происходят чудеса прямо у могил, если человеку просимое жизненно необходимо.
Давайте ещё раз вспомним святых отцов, проживших сложную и насыщенную скорбями жизнь, стяжавших смирение, мудрость и человеколюбие. По своим духовным подвигам, получившим от Отца Небесного дар целительства, чудотворения и прозорливости.
Что такое старчество и святость?
Прежде чем мы поимённо вспомним всех великих подвижников, давайте поговорим о том, что же такое старчество и святость. Архиепископ Иоанн (Максимович) дал следующее определение святости: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления, и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом».
Именно это и привлекало людские души в этот удивительный райский уголок России, где возделывалось и процветало старчество – самая высокая форма достижения духовной жизни. Монашеский подвиг, целью которого является достижение бесстрастия. Только того, кто прошёл через послушание, неустанные сердечные молитвы, смирение и безмолвие, получил от Бога великую благодать – созерцать Творца, говорить с Ним, можно назвать благодатным старцем.
Он ведёт нас, руководит нами в невидимой войне с нашими страстями. Это наш душевный лекарь, который простыми словами может разложить на фрагменты любую проблему, рассказать о мыслях и поступках, приведших к беде. Своими духовными очами он видит всё самое сокровенное, порой неведомое и самому человеку. Достигший особой высоты, обладает даром целительства, прозорливости, пророчества.
Духовные подвижники Оптиной пустыни
Духовные подвижники Оптиной пустыни обладали разными человеческими качествами, но их объединяло одно – служение Господу, любовь к ближним, снисходительное отношение к немощи человека. И, конечно же, молитвы о каждом притекающем, о нашей многострадальной стране, обо всём мире. Оптинские старцы ближе, чем мы думаем, и в этом убедилось множество верующих, обратившихся к ним за помощью.
Основоположником традиции Оптинского старчества является иеромонах Лев (Наголкин). Множество людей было свидетелями многочисленных чудес батюшки Льва. Его учениками были иеросхимонах Макарий (Иванов) и схиархимандрит Моисей (Путилов). Батюшка Макарий нёс подвиг духовного окормления, учил смирению.
Отец Моисей отличался кротостью и мудростью. Под его руководством было построено и воссоздано много храмов и зданий монастыря.
Сподвижником и братом Моисея был схиигумен Антоний (Путилов). Перед своей смертью он однажды сказал: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Он был смиренным молитвенником и нёс тяжёлый крест телесных болезней.
Приемником отца Макария был иеросхимонах Илларион (Пономарев). Батюшка вернул в Церковь множество отпавших от неё, отошёл ко Господу во время молитвы, крепко сжимая в своих руках чётки.
Особо известен в России и за рубежом иеросхимонах Амвросий (Гренков). При нём была основан Шамординский женский монастырь. Он окормлял как сестёр обители, так и всех страждущих. Его наставления и письма широко известны верующим людям.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) вместе с батюшкой Амвросием духовно окормлял людей, он остался в сердцах людей, как подвижник, молитвенник и удивительный утешитель в любой скорби.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) запомнился своей добротой и смирением. Двери простой и аскетичной кельи всегда были открыты для всех, нуждающихся и страждущих. В нём удивительным образом сочетались такие качества, как управление обителью, пастырское руководство и неукоснительное послушание старцам.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) был учеником Амвросия, удостаивался созерцать Богородицу. Многие видели старца, озарённого благодатным светом.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханов) был скитоначальником. Это о нём отец Нектарий сказал, что в одну ночь из талантливого военного Господь сотворил великого старца. Отцу Варсонофию был открыт глубинный смысл всех происходящих событий, умел побудить к покаянию каждого приходящего к нему человека.
Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) нёс своё пастырское служение в тяжёлые дни безбожия и революционной смуты. Свою паству убеждал быть верными православной вере и Творцу до конца своих дней. Обладал прозорливостью и даром исцеления.
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) был последним соборно избранным Оптинским старцем. Создателем данный дар чудотворения и прозорливости часто скрывал под юродством. В тяжёлые времена гонений на православную веру продолжал окормлять людей, оставаясь верным Господу.
Иеромонах Никон (Беляев), ученик старца Варсонофия, скончался в изгнании. Он самоотверженно нёс подвиг старческого служения после закрытия обители.
Особо тяжёлый крест страданий за Господа выпал на долю архимандрита Исаакия II (Бобракова). Он стал свидетелем богоборчества новых хозяев жизни, когда уничтожались православные святыни и поругивались святые места. Был последним настоятелем обители, четыре раза его заключали в тюрьму по ложным доносам врагов Церкви. Окончил жизнь через расстрел. Святые мощи захоронены в общей могиле, в лесу, близ Симферопольского шоссе.
Великие отцы и пастыри православной веры, Оптинские старцы, они ближе, чем мы думаем. Своей праведной жизнью, любовью к Богу и людям, как при жизни, так и сейчас, они постоянно рядом. В любых бедах и скорбях они спешат к нам на помощь. По их святым молитвам мы получаем от Господа всевозможные чудеса и блага. Исцеляются наши недуги, прощаются грехи, налаживается быт.
Святые Небесные Оптинские заступники, молите Бога о нас!