6 октября в истории. Истребитель МиГ-29В этот день 6 октября 1977 года состоялся первый полет истребителя МиГ-29.

Гонка вооружений

Военная авиация второй половины XX века – это то, что давалось советским конструкторам особенно удачно. Не так много стран могли позволить себе потягаться с ними в этом. В сущности, главная гонка вооружений шла между инженерами СССР и США. Именно здесь мирный девиз «быстрее, выше, сильнее» приобретал особое, жизненно важное значение.

Итак, в середине 60-х в Штатах и Союзе особого размаха достигло производство легенд военной авиации – американского «фантома» и МиГ-21, самого массового истребителя в истории. Обе машины неоднократно встречались по разные линии фронта в небе Вьетнама, а результаты этих столкновений до сих пор вызывают горячие дискуссии об их достоинствах. Страны-производители истребителей делали выводы, анализируя воздушные бои, и приступили к разработке более совершенных самолетов. Первыми были американцы, устроившие конкурс на разработку истребителя 4-го поколения, победителем в котором стал  F-15. Спустя 4 года, в 1969 году, аналогичный конкурс начался в СССР. Участники – главные «истребительные» КБ: Микояна-Гуревича, Яковлева и Сухого.

F-15 и МиГ-21

Конкурс истребителей в СССР

Будущему истребителю предъявили сразу несколько разносторонних требований. И уничтожение истребителей противника в ближнем бою, и перехват дальних целей, и бой на средней дистанции с управляемыми ракетами, и даже разведка, и даже бой с наземными целями. В результате комиссия выбрала сразу две машины Су-27 и МиГ-29. Первый занял нишу тяжелых истребителей, а МиГ – легких.

Истребитель МиГ-29

Из-за большого объема задач, выполнять которые должен был МиГ, по основным показателям он несколько уступал главному оппоненту, F-15 – дальность и высота полета, максимальная скорость. Ключевое преимущество советского самолета, по замыслу конструкторов – высокая маневренность. Еще один нюанс, над которым крепко задумались конструкторы – количество и качество вооружения. Предшественник, тот же рекордсмен МиГ-21, пилоты саркастично называли «голубем мира» – за ограниченность боевой нагрузки по сравнению с иностранными конкурентами. В процессе работ по новому проекту финальные чертежи настолько отличались от первоначальных, что казалось, это разные машины.

Взлет МиГ-29

В первых чертежах МиГ-29 конструктивно не слишком далеко ушел от предшественников, а в эскизе финального проекта сразу узнается характерная форма этих машин, напоминающих змею, готовую к броску. Двигатель опустили под фюзеляж, разместили в отдельных гондолах, вооружение ставили на шесть точек подвески, куда, как правило, входили новейшие ракеты К-72 от КБ «Вымпел», впрочем, этим далеко не ограничивалось.

В августе 1977 года первые экземпляры доставили на аэродром ЛИИ Громова. Первый полет выполнил шеф-пилот Александр Федотов. И пилот, и комиссия остались весьма довольны результатами. Так, в течение первого года испытаний выяснилось, что благодаря новой аэродинамической схеме машина сама выходит из «штопора». Удерживать ее в этом положении приходится принудительно. А набор высоты можно осуществлять перпендикулярно к земле, практически сразу после отрыва.

Истребитель МиГ-29

Разумеется, разработка проходила в строгой секретности. И СССР и США стремились как можно дольше сохранять военную тайну, хотя в полной мере это было невозможно. И особенно не повезло в этом смысле МиГу. Адольф Толкачев, инженер, находившийся в группе разработчиков, в течение шести лет передавал США полностью засекреченные документы по системам самолета.

Шпиона разоблачили в 1985 году. К этому времени американские специалисты имели исчерпывающее представление о возможностях советской машины. С тех пор первенцы четвертого поколения прошли не одну модернизацию, и до сих пор вместе с собратом Су-27 составляют основу ВВС России.

Су-27 и МиГ-29

6 октября в истории. Истребитель МиГ-29

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера