7 октября в истории. Подводная лодка «Краб»В этот день 7 октября 1935 года из состава флота выведена подводная лодка «Краб». Первый в мире подводный минный заградитель.

«Окопные изобретения»

Подлинный взрыв солдатской находчивости случился в Порт-Артуре. В 1904 году здесь решалась судьба русско-японской войны. Эта дальневосточная крепость была в плотном кольце превосходящих числом врагов. И вот из того, что было под рукой, русские воины и стали изобретать новые виды вооружений. Так впервые в мире появился миномет, какие-то невероятные шаровые мины и «порт-артурский пулемет» из связок винтовок.

Подводный минный заградитель

А инженер-железнодорожник Михаил Налетов в осажденном приморском городе стал строить судно, совершенно новой конструкции и предназначения. Вот как он об этом вспоминал:

«Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля – подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели».

Михаил Налетов

Налетов успел собрать корпус подлодки будущего, для нее нашелся и командир. Неординарный Борис Вилькицкий, который десятилетие спустя в Арктике совершит последнее большое географическое открытие – архипелага Северная Земля. Но, увы, лишь немого не успеют закончить они работу – Порт-Артур пал, а подлодку взорвали.

Однако идея ПМЗ (подводного минного заградителя) с этим не погибла. И правда – по-своему она была гениальна. Установка мин в море показала себя с лучшей стороны, минные поля помогали тягаться с флотами самых мощных мировых держав. А если еще их ставить скрытно, из-под воды? После японской войны Налетов произвел расчеты:

«50 минных (подводных) заградителей в 300 тонн каждый вполне смогут ежемесячно поставить от 3 до 5 тысяч мин, а это вызовет полнейшую остановку морской жизни страны, без которой Англия, да и Япония долго не просуществуют».

Минный заградитель «Краб»

На Черном море на верфи в Николаеве Налетов стал собирать этот совершенно новый уникальный подводный корабль. Проект нашел живой отклик в морском министерстве, которое выделило на него сначала 1,3 миллиона рублей, а потом – 1,7 миллиона. Морские чиновники и флотоводцы понимали всю уникальность проекта, поэтому отдельно указали:

«… желательно продолжить постройку этого опытного судна даже и в том случае, если бы оказалось, что на строящемся заградителе и не удается вполне выполнить все указанные в контракте условия».

Подводный минный заградитель «Краб»

Подводная лодка «Краб»

Несколько лет продолжались проектные работы (окончательный вариант был четвертым по счету). Несколько лет его реализовывали в металле. Получившаяся субмарина сошла на воду в августе 1912 года, и получила название «Краб». Она была не лишена недостатков – уж очень передовой была техника. И надо ли говорить, что ничего подобного в мире никто еще не делал. В 1915 году «Краб» уже использовался в войне против Турции в Первой Мировой. А в то время в Германии лишь приступили к реализации чего-то похожего.

Летом 1915 года «Краб» успешно перекрыл своими минами проход в проливе Босфор. Совершил еще несколько операций. И в то же время на Балтике начали строительство его собратьев, названных «Ерш» и «Форель».

Подлодка «Краб»

«Краб», этот плод редкой инженерной находчивости, постиг грустный конец. В конце Первой Мировой он был захвачен англичанами, и они затопили судно неподалеку от Севастополя. В 1935 году «Краб» был найден и поднят на поверхность. И обрадованный Налетов уже писал предложения по восстановлению своего детища. Но это сочли нецелесообразным. Первый в мире подводный заградитель был распилен на металл.

7 октября в истории. Подводная лодка «Краб»

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера