Как узнать свое предназначениеМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Какая юность не задумывается о таком важном вопросе: как узнать свое предназначение? Не так часто бывает всё крайне очевидно. И сызмальства ребёнок нацеливается на то или иное служение: быть врачом или космонавтом, спортсменом или музыкантом. Хотя способности уже проявляемые при самых молодых годах юности часто указывает на то или иное направление, которое предназначено человеку в качестве его служения.

Что же такое предназначение?

Неотвратимая и установленная свыше неизбежность или  добровольный выбор человека?

Важно говорить всё же о двух предназначениях. Первое:  земное служение, в котором мы призываемся к разным способам и степеням служения Богу и ближним. Подвизаясь в разных профессиях, люди служат ближним и своему спасению, исполняя заповедь: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». В этом смысле призвание может быть разное. Его можно узнать, советуясь с опытными, наблюдая за своими склонностями и способностями, заботясь о том, чтобы твоя жизнь была действительно полезной и не только для твоих удобств, и не столько для них, сколько для ближних. И так усматривая для себя поприще служения, человек  определиться уже ко времени учебы более серьезно и профессионально сориентировано в том, каким путем ему идти, в какой ВУЗ поступать, в подмастерья к какому мастеру устраиваться, чтобы в жизни искренно и усердно послужить на выбранном профессиональном пути.

Студент

Это призвание не является предначертанным. Оно сообразовывается с человеческим желанием. Господь устраивает пути человека, сообразуясь с его возможностями и с теми дарами, которые получил человек ещё при своем происхождении. Ибо мы с вами различаемся по дарам, что подтверждается апостолом Павлом: у каждого свой дар. У одного такой дар, у другого – другой. Один может прожить в девстве, а другой, являясь многодетным отцом, трудиться на поприще раздаяния излишков своего имения нищим и этим может снискать Божественную благодать.

А вот иное предназначение, которое касается всех нас. Это предназначение к вечному спасению. И нет человека, который был бы отвергнут Господом, кроме тех, которые сами этого захотят.

Предназначение во временной жизни и высшее призвание

Таким образом, наше предназначение во временной жизни сообразовывается с нашим желанием послужить ближним и с теми способностями, которые заложены Богом в нас при сотворении. А вот высшее призвание касается всех. И нет кого бы то ни было, кроме не захотевших, кто был бы чужден от этого Божественного призвания.

Господь Вседержитель

А как же целые народы, которые рождались и уходили в вечность без малого намека на евангельскую проповедь?

Господь ответил преподобному Антонию: «Себе внимай, не твое дело». И каким образом могут быть призваны бесконечно многочисленные народы, средь которых свет Христов так и не воссиял, конечно же, знал Бог. Но таково уже устроение этих народов, что и пошли им Господь проповедников, то поступили бы с ними, как захотели, то есть к сугубому своему осуждению. Потому и успокаивает нашу напряженную мысль по этому поводу апостол Павел: «Кто в законе согрешил, тот по закону будет осужден». То есть,  кому очевидны были пути Господни, кого призывал Господь либо ветхозаветными пророками, либо благодатью новозаветной. И кто не захотел, тех будет сама благодать ими пренебреженная и обличать. А вот если кто вне закона, имея, тем не менее, свободу нравственного выбора, уклонился к злу, тот будет осужден по этому самому закону совести.

Суд Божий

Таким образом, для всех народов Господь оставляет праведный суд Свой в соответствии с расположением людей. И те, кто мог принять Господа, кто в любом народе стремится жить по совести, угодны Ему. И каким образом является милость Божья и благость Его на таких отдаленных, как нам кажется по видимости, людях, от Христа Спасителя от Церкви Православной, бывает нам вовсе неведома. Но Богу известно, каким образом Он будет реализовывать свою снисходительность и милость к тем, кто ее окажется достоин. Эту мысль подтверждает и святитель Феофан Затворник, говоря, что у Бога нет иного дела, что только бы миловать и миловать. Лишь бы человек подал хоть какую к тому зацепку, какое-то основание для этого. Для милующего действия Господа нужно хоть какое-то движение со стороны свободной воли человека. Если движения от самого человека нет, то и сама любовь Божия, чуждая насилию, не окажется полезной для человека.

Не случайно заметил чудный проповедник средневековья Илья Минятий, что кровавый пот на лице Спасителя, пролитый им в Гефсиманском саду, означал не Его страх приблизившейся к Нему смерти, а от скорби о том, что теперь принесением этой великой страшной жертвы Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира, предоставляется возможность блаженства и вечной жизни для всего человечества, но этой возможностью почти никто не воспользуется. Так ожесточено человеческое сердце, так не хотят люди для самих себя блага в вечной жизни, что свет Евангелия и само служения Христа Спасителя, останется для большинства человечества в пренебрежении. Хотя в нем есть всё необходимое для спасения каждого человека.

Молитва в храме

Таким образом, предназначение каждого из нас к вечному спасению не явится без нашего собственного к тому произволения, подтвержденного и самой жизнью своей.

Игумен Лука (Степанов)

Как узнать свое предназначение

Цель христианской жизни

На главную страницу сайта - Семья и Вера